|
Реклама |
| |
|
|
|
|
Суровец (Сурог, Суровен) - богатырь , имя которого А.Н. Веселовский выводит от Сурожа. Под последним названием известен был в старину Судак (см.). У нас долго был в ходу термин: ""гость сурожанин"" (см. Сурожане), в значении купца, торгующего преимущественно шелковыми товарами. ""Суровец"" наших былин - не что иное, как дублет к сурожанину; Суровец-суздалец - тавтология, вторая часть которой была искажена или подновлена по созвучию с Суздалем, более известным в северном нашем эпосе, чем Сурож. Чтобы проникнуть в богатырский эпос, ""гость сурожанин"" должен был и сам стать богатырем, что лежало в действительных условиях средневековой торговли. Общая основа песен о Суровце сводится к тому, что молодой богатырь, выехавший на полеванье, встречается с татарской ратью и побивает ее. Если татары принадлежат подлиннику, а не заменили какого-нибудь иного, более древнего врага, и толкование Суровца - Сурожанин в географическом значении этого слова является верным, то легко указать и на историческую подкладку наших былин - на враждебные отношения татар именно к Сурожу в первой половине XIII в. (1223, 1239, 1253 гг.). Народная песня, по обычаю, извратила эти отношения в интересах народной славы: Суровец побеждает татарского царя, как и в прочих былинах татары всегда бывают разбиты и посрамлены. В противоположность мнению А.Н. Веселовского, В.Ф. Миллер отождествляет имя Суровец с именем богатыря Саура Сауровича или Ванидовича (XVIII, 475) и придерживается того мнения, что Суровец попал в былины не в силу воспоминания о приезжих из Сурожа купцах, а путем обычного былинам искажения названий. Ср. Веселовский ""Богатыри Сурожцы"" (""Южнорусские былины"", V); Миллер ""Былины о Сауре и сродные по содержанию"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1893, № 10); Василевский ""Русско-византийские отрывки"". |
|
|
|