Бекетов, Платон Петрович, известный иконограф и издатель (1761 - 1836), родился в Симбирске, учился в Казани, вместе с двоюродным братом своим - баснописцем Дмитриевым , затем его отвезли в знаменитый московский пансион Шадена, где товарищем Бекетова был Карамзин , с которым он, кроме того, состоял в дальнем родстве. Недолго послужив в гвардии, Бекетов с 1798 г. поселился в Москве, всецело отдавшись своей страсти к собиранию и изданию портретов и книг. В 1801 г. он завел собственную типографию, которая считалась лучшей в Москве, и из которой вышел целый ряд изданий русских авторов - Хераскова , Радищева , Богдановича , Гнедича , Жуковского и др., тщательно редактированных самим издателем. Он же был издателем печатавшегося у него журнала: ""Друг Просвещения"" (1805). - Ср. ""Роспись книгам, напечатанным иждивением типографа Пл. Б."" (М., 1806). Но больше всего интересовался Бекетов иконографией. Задумав издать собрание ""портретов знаменитых Россиян"", Бекетов не жалел никаких издержек на приобретение подлинных портретов, живописных и гравированных, и составил огромную коллекцию - много сотен экземпляров. Для гравирования их он создал целую школу пунктирных граверов, состоявшую из Алексея Осипова и гравировавших под наблюдением его: Милова, Федора Алексеева, Шишкина, Н. Иванова, Маслова, Храмцова и др. Они награвировали пунктирной манерой более 300 досок, правда, очень посредственных в художественном отношении, но чрезвычайно замечательных в отношении иконографическом, благодаря тому, что сам Бекетов выбирал оригиналы для воспроизведения вполне достоверные. Издать в свете, однако, немного пришлось Бекетову. В 1801 г. он выпустил ""Пантеон Российских авторов"" (4 тетради в лист по 5 портретов, с текстом Карамзина, М., 1801) и только через 20 лет собрался издать ""Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям, воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям или коих имена почему другому сделались известными свету, с приложением их кратких жизнеописаний"" (М., 1821 - 24, в большую четверку). Это издание было рассчитано на 4 части, по 50 портретов в каждой, но вышла только одна часть, состоящая из 5 тетрадей по 10 портретов в каждой и посвященная деятелям XVII и начала XVIII века. Успеха предприятие Бекетова не имело, и в свете было выпущено лишь незначительное количество экземпляров. Но материал был заготовлен Бекетовым для всего издания, и по смерти его драгоценная коллекция из 306 медных досок была приобретена за 8 1/2 тысяч братьями Киреевскими. Последние не дали ей надлежащего употребления. Через 6 лет (в 1843 г.) они вторично тиснули некоторое количество экземпляров 1-й части ""Собрания"", портретов 5 изготовили и продавали отдельно; затем выпустили ""Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии"" (М., 1844, 42 портрета) и ""Портреты именитых мужей российской церкви"" (Б., 1844, 40 портретов). Так как многие портреты повторяются в этих двух собраниях и, кроме того, уже раз фигурировали в ""Пантеоне российских авторов"", то в общем из бекетовских досок службу сослужили не более одной трети, остальные 200 частью незаменимых досок бесследно попали и только в качестве величайшей библиографической редкости у торговцев иной раз попадаются пробные оттиски с некоторых из них. Кроме портретов, Бекетов издал еще ""Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 г., февраля 5, при бракосочетании Г. Ц. и В. К. Михаила Федоровича с Г. Ц. Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых"" (М., 1810, в лист, 62 рис.). В 1811 г. Бекетов был избран председателем только что основанного тогда ""Общества истории и древностей российских"". До 1823 г. Бекетов занимал председательское кресло общества и, по словам Строева : был его ""душою и двигателем"". В ""Трудах и Летописях"" общества он напечатал: ""О серебре Ярославле"" (в т. II); ""Мнения о генеалогическом древе г. Шагубатова"" (в т. III) и три ""Речи"", читанные в торжественных собраниях общества (т. I, II и III). - Ср. С.А. Венгеров ""Критико-биографический Словарь"", т. II; ""Словарь Русского Исторического Общества"", т. II, и ""Старые годы"".
|