Титовы - семья русских музыкантов-композиторов XVIII и XIX вв. К ней принадлежат: 1) Алексей Николаевич Титов (1769 - 1827); умер в чине генерал-майора. Недурно владел техникой композиции; отлично играл на скрипке. Оставил довольно много опер: ""Пивовар, или Кроющийся дух"" (поставленный при Екатерине II ), ""Суд царя Соломона"" (слова С. Глинки , поставлена при Павле I ), ""Ям"" (слова Княжнина , поставлена в 1805 г.), ""Амур-Судья, или Спор трех граций"" (слова Княжнина, 1805), ""Нурзахад"" (сл. Княжнина, 1807), ""Девишник, или Филаткина свадьба, следствие Яма"" (сл. Княжнина, 1809), ""Эммерик Текелий"" (1812), ""Праздник Могола, или Торжество Олиара"" (1823), ""Минутное заблуждение"" (сл. С. Глинки), ""Наталья боярская дочь"" (сл. С. Глинки), ""Татьяна прекрасная на Воробьевых горах"", ""Солдат и Пастух"". Вероятно, ему же принадлежит опера: ""Вот каковы русские, или Мужество киевлян"" (слова Княжнина, поставлено в 1817 г.). Музыка его носит отпечаток Гайдновско-Моцартовского стиля; иногда замечаются и проблески влияния русской народной музыки. См. ""Воспоминания"" сына его Н.А. Титова (""Древняя и Новая Россия"", 1878, т. III). Перечень опер у Моркова , ""История русской оперы"" и в списке опер, поставленных в России, В.В. Стасова (""Русская Музыкальная Газета"", 1898, и отдельно, Санкт-Петербург.). 2) Брат вышеупомянутого, Сергей Николаевич Титов (родился в 1770 г., год смерти неизвестен). Хорошо играл на альте и виолончели. С большим или меньшим вероятием ему приписываются оперы: ""Посиделки"" (сл. Княжнина, 1809), ""Легковерные"" (слова Княжнина, 1812) и ""Принужденная женитьба"". Некоторые из них, однако, приписываются и его старшему брату (""Посиделки"", ""Легковерные""). Неизвестно, кому из них принадлежат балет ""Новый Вертер"" (пост. в 1799 г.) и опера ""Исправленный игрок"" (пост. при Александре I ). Источники для биографии С.Н. Титова те же, что и для биографии его старшего брата. 3) Николай Алексеевич, сын Алексея Николаевича Титова (родился 28 апреля 1800 г., умер в 10 декабря 1875 г.), известный под прозвищем ""дедушки русского романса""; был одним из наиболее популярных наших композиторов в области романса в первой половине XIX в. Как Алябьев , Верстовский , Варламов и даже в большей мере, чем они, Николай Алексеевич Титов был любителем-композитором; его композиторская техника имеет вполне дилетантский характер и много уступает технике его отца. Дальше простейшей формы салонного романса и танца Николай Алексеевич не шел. Тем не менее искренность настроения и теплота чувства, нередко переходящая в сентиментальность, вместе с беспритязательной простотой и общедоступностью композиторского стиля, доставили Н.А. Титову широкую популярность у всех наших любителей и любительниц пения. Его перу принадлежат более 60 романсов на русские и французские тексты (первый издан в 1820 г., последний в 1868 г.) и более 30 инструментальных танцев (вальсов, полек, кадрилей, также маршей). Некоторые из его романсов и танцев в свое время пользовались огромной популярностью (""Уединенная сосна"", ""Коварный друг"", ""Морфей"", ""Прости на долгую разлуку"", кадриль ""Vieux peches"" и т. д.). Образование Николай Алексеевич получил в кадетском корпусе, был офицером, в конце жизни директором казенной лосиной фабрики и членом общего присутствия комиссии дерптского военного министерства. Вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта. См. его автобиографические ""Воспоминания"" (""Древняя и Новая Россия"", 1878, т. III; ""Русская Старина"", 1870, т. I); статью С. Булича ""Дедушка русского романса Н.А. Титов"" (""Русская Музыкальная Газета"", 1900, № 17 - 20 и отдельно Санкт-Петербург, 1900), где приведена и прочая литература; его же ""Несколько новых данных для биографии Н.А. Титова"" (""Русская Музыкальная Газета"", 1900). 4) Брат предыдущего, Михаил Алексеевич Титов, также композитор-любитель, автор нескольких романсов и фортепьянных танцев (1804 - 1853). Музыкальное его образование было более солидно, чем образование его старшего брата; учился он теории композиции у теоретика Джулиани. В печати появились только 10 романсов его на русские и французские слова и несколько танцев для фортепиано. См. цитируемую выше статью С. Булича. 5) Николай Сергеевич Титов (год рождения и смерти неизвестен), сын Сергея Николаевича Титова, также композитор романсов; некоторые из них (например ""Талисман"" на слова Пушкина ) пользовались популярностью. Умер еще молодым. Ему принадлежат не менее 17 романсов, вышедших в изданиях Стелловского и Бернарда и нередко приписывавшихся более популярному Н.А. Титову. По фактуре и стилю, его произведения не отличаются существенно от произведений ""дедушки русского романса"" Н.А. Титова. См. о нем ""Воспоминания"" Н.А. Титова и упомянутую уже статью С. Булича. С. Б-ч.
|