Тихомиров (Лев Александрович) - публицист. Родился около 1850 г. в Донской области; в середине 70-х годов принял участие в деятельности, направленной к ниспровержению государственного и общественного строя; от имени ""исполнительного комитета"" составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. В начале 1880-х годов писал в ""Деле"", где под псевдонимом И. Кольцов и И. К. появились статьи его: ""Жизнь и печать"" (1881, 2), ""К вопросу об экономике и политике"" (1881, 5), ""В защиту интеллигенции"" (1882, 4), ""С низовьев Дона"" (1882, 9 и 10), ""Общественность в природе"" (1882, 11 и 12), ""Современное положение публицистики"" (1882, 12), ""Тирания политической мысли"" (1883, 3) и другие. По позднейшим признаниям Тихомирова, уже раньше 1 марта в нем зарождались сомнения относительно целесообразности революционной деятельности; тем не менее, уехав в начале 80-х годах за границу, он стал во главе ""Вестника Народной Воли"" и только в 1888 г. открыто выступил против прежних идей своих в предисловии ко 2-му изд. книги: ""La Russie politique et sociale"" (1888). В общем, книга принадлежала к тем, которые не разрешаются к обращению в России; но в предисловии доказывалось, что революция немыслима в России, и что людям прогрессивного образа мыслей должно только стремиться к мирной эволюции. Брошюра (изданная по-русски и по-французски): ""Почему я перестал быть революционером"" (1888; 2-е изд., Москва, 1896) сделала возможным возвращение Тихомирова в Россию, где он стал деятельным сотрудником ""Московских Ведомостей"" и ""Русского Обозрения"". Важнейшие статьи, появившиеся в этих органах, Тихомиров перепечатал в ряде брошюр и книжек: ""Начало и концы"" (Москва, 1890), ""Духовенство и общество в современном религиозном движении"" (1893, 2-е изд.), ""Конституционалисты в эпоху 1881 г."" (1895, 3-е изд.), ""Борьба века"" (1896), ""Демократия либеральная и социальная"" (1896), ""Единоличная власть как принцип государственного строения"" (1897), ""Знамение времени. Носитель идеала"", ""Земля и фабрика"" (1899). Как для России, так и для Европы Тихомиров видит единственное спасение в неограниченной монархии. Чтобы искоренить в современном русском обществе стремление к разным ""социальным миражам"", достаточно, по мнению Тихомирова, завести ""умную и сильную полицию"" (""Конституционалисты"", стр. 28). Тон таких газет, как выходивший в 1881 - 82 годах ""Порядок"" М.М. Стасюлевича , кажется Тихомирову ""кликами свободолюбивых рабов, распущенных много терпеливым хозяином"". Констатируя, что занявший в 1882 г. пост министерства внутренних дел граф Д.А. Толстой ""имел, несомненно, руку тяжелую, которая больно била, когда он считал это нужным"", Тихомиров всецело присоединяется к его политике и, намекая на прекращение ""Порядка"", ""Голоса"" и ""Страны"", находит, что эти представители ""до крайности распущенной печати"" и эти ""явно противоправительственные органы требовали мер более энергических"". Отрицая за кем бы то ни было, кроме правительства, право на регулирование общественной и государственной жизни, Тихомиров требует такого же слепого повиновения авторитету в жизни духовно-религиозной. В своей брошюре: ""Духовенство и общество в современном религиозном движении"" Тихомиров всякую попытку самостоятельного суждения в области религиозных вопросов провозглашает ""самочинством""; нужно только ""скромное обращение к церковному учению"". Тихомиров глубоко возмущается тем, что в религиозных спорах иного интеллигентного кружка не услышишь других ссылок, кроме как на Хомякова , Достоевского , Леонтьева , Соловьева , словно ""они имеют даже тень церковного авторитета"". Для восстановления ""правильного развития нашему обществу необходимо воспитание чувства веры и стало быть отрешение от чувствования, от глубоко ошибочной привычки рассудком самочинно искать религиозной истины"". Католически-клерикальное желание Тихомирова устранить самосознание мирянина из религиозной жизни вызвало горячие протесты даже на страницах ""Гражданина"" и ""Церковного Вестника"". С. В.
|