Беклемишев, Иван Никитич, по прозванию Берсень (что значит крыжовник), один из выдающихся дипломатов и деятелей в царствование Ивана III и Василия III . При Иване III Б. исполнял ряд важных дипломатических поручений. Так, в 1490 г. Б. был приставом при германском после Делаторе, приехавшем в Москву от императора Максимилиана, искавшего руки дочери Ивана III и союза с ним против польского короля. Через два года Б. был отправлен послом к Казимиру IV; а в 1502 г. вел переговоры с Менгли-Гиреем , крымским ханом. Б. пользовался большим уважением Ивана III и влиянием при дворе и в боярской думе. К его заступничеству перед великим князем обращались даже опальные князья (Василий Михайлович , князь Верейский). При Василии же Б. стал постепенно впадать в немилость, как человек, отличавшийся крутым нравом и считавший право совета существеннейшей прерогативой боярства. Крупное столкновение Б. с великим князем произошло во время Литовской войны. Б. позволил себе в думе противоречить великому князю и получил в ответ: ""Поди, смерд, прочь, не надобен ми еси!"" После этого Б. находился в удалении от двора и дел. Свое недовольство опальный думец высказывал Максиму Греку в интимных беседах (у Максима вообще бывали представители боярской оппозиции того времени). О беседах Б. с Максимом узнали при дворе, и Б. был привлечен к делу Максима. Дело закончилось для Б. смертной казнью (1525). Из следственного дела видно, что Б. являлся представителем консервативной оппозиции, отстаивавшей против Василия III и окружавших его новых людей право старого боярства, в особенности право ""совета"", т. е. фактически право деятельного участия в управлении. Б. хвалит Ивана III за то, что он любил ""встречу"", т. е. возражения, и осуждает Василия за нелюбовь к ""встрече"", за ""несоветие"", ""высокоумие"", за ""упрямство"" и за то, что он ""переставляет обычаи"", ""запершись, сам третей у постели всякие дела делает"". По Б. ""лучше старых обычаев держаться, людей жаловать и стариков почитать"". Недоволен Б. и митрополитом, угодничающим перед великим князем. Указанные особенности времени и государя оправдывают в глазах Б. его мнение, что ""ныне в людях правды нет"", и подразумеваемую, хотя и не высказываемую им прямо, мысль, что даже и Бога нет на Москве. Объясняет Б. прискорбную для него перемену обычаев появлением Софьи Палеолог и греков. Яркая характеристика взглядов Б. дана Ключевским в ""Курсе"" (лекция 28-я). Дело Б. напечатано в ""Актах Арх. Эксп."", т. I, № 272.
|