Трубецкой (князь Евгений Николаевич) - писатель и общественный деятель. Родился в 1863 году; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Состоял доцентом в Демидовском ярославском лицее и Киевском университете, потом занял в последнем профессорскую кафедру. С 1906 года состоит профессором энциклопедии и истории философии права в Московском университете. Из его трудов особенного внимания заслуживают диссертации: магистерская - ""Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание блаженного Августина"" (Москва, 1892), и докторская - ""Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов его современников"" (Киев, 1897). Историческому христианству Т. приписывает организующую роль в политической жизни современных культурных народов; но поскольку средневековые отцы церкви смешивали порядок благодатный с порядком правовым, постольку их вероучение является для Т. христианством односторонним - законническим, обреченным на утрату своей силы. Миросозерцание блаженного Августина Т. считает как бы типичной феноменологией христианского самосознания и излагает его со всем блеском художественной архитектуры и творческого синтеза. Центральным положением религиозно-политического учения Григория VII Т. признает идею всемирного царского священства, долженствующего обнять собою не только клир, но и мир. Несмотря на внутренние партийные распри, западная церковь, по убеждению Т., вносила нередко мир и единство в хаос средневековых политических сил и давала европейским народам возможность сохранить плоды общечеловеческой духовной культуры среди окружающего варварства. Эту высокую миссию христианская церковь должна и может сохранить за собой в наши дни, если сбросить с себя вековые путы недостойного прислужничества у светской власти. В статье: ""Церковь и освободительное движение"" (""Право"", 1905, № 15) Т. высказывает уверенность, что русское духовенство может ""колокольным звоном возвещать всеобщий праздник обновления"" и радоваться успехам политической оппозиции. Для этого служители нашей государственной религии должны отрешиться от начал рабского оппортунизма и вернуться к высоким заветам митрополита Филиппа, бесстрашно обличавшего правительственную неправду. Наибольшее впечатление на широкие круги русского общества произвела небольшая статья Т. в № 39 ""Права"" 1904 года: ""Война и бюрократия"". Впервые на страницах легальной русской печати было ясно указано, что истинной причиной военных неудач является многолетняя косность общества, жившего ""по произволу всевластной бюрократии, словно в дортуаре участка"". Дальнейшими политическими событиями были вызваны статьи Т. в ""Правде"" за 1905 год: ""Ответ губернских предводителей"", ""Крах"" и другие. В настоящее время Т. состоит редактором-издателем ""Московского Еженедельника"", служащего органом партии мирного обновления, одним из лидеров которой является Т. Неполитические статьи Т. помещены, большей частью, в журнале ""Вопросы философии и психологии"". Таковы блестящие этюды: ""Политические идеалы Платона и Аристотеля"", ""Философия христианской теократии"", ""Философия права профессора Л.И. Петражицкого"", ""Свобода и бессмертие"" и другие. В сборнике ""Проблемы идеализма"" Т. принадлежит небольшая, но чрезвычайно содержательная статья о роли идей в истории по учению К. Маркса и Энгельса. Отдельной книгой изданы очерки Т. по философии Ницше. Это едва ли не лучшая в европейской литературе монография по данному вопросу. Т. ценит у Ницше глубину трагического скептицизма, но к его попыткам положительных построений относится безусловно отрицательно. В. Сперанский.
|