Феодосий (Бывальцев) - митрополит московский. Был архимандритом московского Чудова монастыря; в 1454 г. поставлен в архиепископа ростовского; в 1461 г. занял митрополичью кафедру после смерти митрополита Ионы . Его избрал сам святой Иона еще при своей жизни. С Феодосия начинается новый период отношений русских митрополитов к константинопольским патриархам - период фактической независимости от их последних и фактической автокефалии. Феодосий был первый митрополит, которого великий князь утвердил сам непосредственно, в качестве преемника императоров греческих. Став митрополитом, Феодосий решил приступить к исправлению духовенства своей епархии. Он не мог помышлять о том, чтобы заставить священников стать сколько-нибудь настоящими пастырями-учителями народа: они были едва грамотны, полуграмотны или совсем безграмотны. требовать от них можно было только одного - чтобы они не слишком соблазняли народ своей дурной жизнью. Попытка Феодосия исправить духовенство окончилась полной неудачей. Когда он начал строгий перебор священников и многих из них лишил священства, многие приходы оказались без священников. Совершенно довольный своими плохими священниками, народ начал проклинать митрополита. Феодосий поспешил оставить кафедру, пробыв на ней всего три года и четыре месяца, и удалился в Чудов монастырь, где жил еще 11 лет. Скончался в 1475 г. Ему принадлежат два церковных слова: на Рождество Богородицы, известное только по указаниям (см. ""Прибавление к творениям святых отцов"", часть 16, стр. 213), и похвальное слово апостолам Петру и Павлу, извлечения из которого напечатаны в ""Известиях Академии Наук"" (том II, стр. 325 - 328). Другие его произведения: сказание о чуде, бывшем при гробе святого Алексия (""Собрание Летописи"", VI, 325 след.); кондаки и икосы на Успенье Богородицы; отрывок учительного послания в Песношский монастырь (""Акты Исторических"", том I, № 276, и в ""Памятниках"" Павлова, № 96); две грамоты к архиепископу новгородскому Ионе, в которых он напоминал Ионе об его обете не признавать Григория литовского и не иметь с ним никакого общения (первая грамота - в ""Актах Исторических"", том I, № 275, и у Павлова в ""Памятниках"", № 95; о второй в ответной грамоте Ионы Феодосию, у Павлова, № 99). В грамоте к новгородцам (напечатанной в ""Актах Исторических"", том I, № 77, и у Павлова, в ""Памятниках"", № 97) от 26 января 1463 года Феодосий увещевает новгородские мирские власти не посягать на права архиепископа над духовенством и на недвижимые церковные имения. В грамоте к псковичам (в ""Актах Исторических"", том I, № 277, и у Павлова в ""Памятниках"", № 98) Феодосий убеждает псковичей не обижать церкви Божьей.
|