Филарет - митрополит московский (в миру Василий Михайлович Дроздов). Родился 26 декабря 1783 г. в городе Коломне Московской губернии. Первоначальное воспитание получил частью дома, частью в семье деда, священника Богоявленской церкви. В 1791 г. был отдан в коломенскую семинарию, где господствовали суровые порядки и обучение, чисто схоластическое, велось очень плохо. В 1800 г. будущий святитель перешел в философский класс Троицкой семинарии. В 1801 г. написал четверостишие по-гречески в честь митрополита Платона и тем обратил на себя внимание. В семинарии особенно усердно изучал греческий и еврейский языки и по окончании курса был назначен преподавателем этих языков в той же семинарии. С 1806 г. начинается его проповедническая деятельность; в то же время он был назначен преподавателем поэзии. В 1808 г. он принимает монашество, с именем Ф. В том же году его переводят в Петербург инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. Амвросий, митрополит санкт-петербургский, представитель старого течения, знакомит Ф. с обер-прокурором Святейшего Синода и со многими влиятельными лицами. Ни одно крупное событие в Петербурге не обходится в это время без ""слова"" Ф. 8 июля 1811 г. Ф. был возведен сан архимандрита. Его преподавание носило живой характер: он сначала сообщал общие основные понятия читаемого предмета, а затем уже передавал подробности. В 1812 г. Ф. назначен ректором академии и профессором богословских наук. События 1812 г. произвели на Ф. сильное впечатление; он объяснял успех русских нравственными причинами и прочитал на эту тему реферат в ""Обществе любителей русского слова"". В 1813 г. он произнес свое знаменитое слово на смерть Кутузова . Скоро он был приглашен произнести проповедь в дворцовой церкви, но его слово ""О любви к миру"", в котором он нападает на роскошь, не понравилось при дворе. В 1815 г., в видах борьбы с иезуитами, он написал ""разговоры между испытующим и уверенным в православии восточной греко-российской церкви""; в 1816 г. издал ""Начертание церковной библейской истории"" и ""Записки на книгу Бытия"". В академии у него произошли столкновения с Игнатом Фесслером , профессором, выписанным Сперанским из Берлина, и архиепископом рязанским Феофилактом, имевшими большие связи; но Амвросий поддержал Ф. В Библейском обществе Ф. был ревностным членом, так как он не мог устоять против мистического движения, притом ""библейское общество служило тогда преддверием к достижению церковных достоинств"". В 1817 г. Ф. был возведен в сан епископа ревельского, викария петербургской епархии, а в 1819 г. назначен архиепископом тверским и членом Святейшего Синода; в Твери он почти не жил, управляя епархией из Петербурга. В 1820 г. Ф. был переведен в Ярославль, в 1821 г. - в Москву, где оставался до самой смерти. С 1816 г. он деятельно работал над переводом на русский язык книг Священного Писания и перевел, между прочим, Евангелие от Иоанна. В 1823 г. Синод поручил ему составить катехизис, в котором он все тексты перевел на русский язык. С 1824 г. начинаются гонения на библейское общество и на Ф., как члена этого общества. ""Думаю, писал Ф. в 1857 г., что в 1824 г. восстание против министра духовных дел (князя Голицына , покровителя Ф.) и против библейского общества и перевода священных книг образовали люди, водимые личными выгодами, которые, чтобы увлечь за собой других благонамеренных, употребляли не только изысканные и преувеличенные подозрения, но и выдумывали, и клеветали"". Главным врагом библейского общества явился Аракчеев , который соединился с Шишковым , архимандритом Фотием , Магницким , чтобы сломить значение князя Голицына. 18 декабря 1825 г., в день приведения к присяге Николаю I , Ф. удачным словом успокоил народ, что, в связи с речью, сказанной им при коронации, доставило ему благоволение императора и сан московского митрополита. ""Наконец с меня сняли тяжелый крест"", сказал он, чувствуя, что опала миновала. В 1827 г. был снова издан катехизис Ф., но уже с текстами по-славянски. Таким же уступчивым являлся Ф. и в Синод, где всегда соглашался с мнениями митрополита Серафима. Вскоре в Синоде главную роль начали играть обер-прокуроры, стремившиеся отнять всякое значение у членов Синода; особенно тяжело приходилось Ф., который в 1849 г., во время обер-прокурорства Протасова , оставил, с разрешения государя, присутствие Синода. В 1845 г. вышло первое издание его проповедей, под заглавием ""Слова и речи Синодального члена Ф., митрополита московского""; оно быстро разошлось. Вскоре проповеди Ф. были переведены на французский и немецкий языки. Император Александр II оказывал Ф. знаки глубокого уважения. В 1858 г. состоялось, по инициативе Ф. и против желания обер-прокурора графа Толстого , распоряжение о переводе книг Святого Писания на русский язык, законченном только в 1868 г., уже после смерти Ф. Он составил манифест 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян. В 1862 г. Ф., чувствуя, что силы его падают, испросил назначение второго викария, но все же оставался на своем посту. 19 ноября 1867 г. он скончался. Долгая жизнь и высокий сан Ф., при глубоком уме и твердой воле, не могли не оказать сильного влияния на русское общество. Знаменателен, с этой точки зрения, ответ Ф. на стихотворение Пушкина : ""Дар случайный, дар напрасный"". Литература о Ф. очень обширна; для нее составили даже особый термин ""Filaretica"" - но она слишком одностороння. ""Собрание сочинений Ф."", ""Собрание писем Филарета"" и ""Собрание резолюций Ф."" - главный материал для его характеристики; затем идут исследования Сушкова ""Записки о жизни и времени Ф."" и др.; И.Н. Корсунского ""Святитель Ф., митрополит московский"" (Харьков, 1894) и 15 других работ (см. ""Душеполезное Чтение"" за 1890 г.: ""Памяти И.Н. Корсунского""); исследования и собрания материалов архиепископа Саввы ; Пономарев ""Митрополит Ф., материалы для его биографии"". Много воспоминаний, отдельных фактов, мнений Ф. разбросано в ""Душеполезном Чтении"" и др. духовных журналах. Явились и ученые диссертации на темы о различных сторонах деятельности Ф.: А. Городков ""Догматическое богословие по сочинениям Ф., митрополита московского"" (Казань, 1887); Д. Наумов ""Ф., митрополит московский, как канонист"" (Москва, 1893); В. Беликов ""Деятельность московского митрополита Ф. по отношению к расколу"" (Казань, 1896) и др. См. еще протоирей А. Смирнов ""Детство, отрочество, юность, годы ученья и учительства в Троицкой лаврской семинарии митрополита Ф., 1782 - 1808"" (Москва, 1893); его же ""Петербургский период жизни митрополита Ф., 1808 - 1819"" (Москва, 1894); его же ""Ф., архиепископ тверской, ярославский и московский, 1819 - 1826"" (Москва, 1896); В. Назаревский ""Государственное учение Ф., митрополита московского"" (Москва, 1883); М. Чепик ""Митрополит московский Ф. как гомилет"" (Тверь, 1892), Яков Зарницкий ""Ф., митрополит московский как проповедник"" (Санкт-Петербург, 1898). Проповеди Ф., прозванного ""московским Златоустом"", отличались рассудочностью: его величавая речь обращалась к разуму слушателей, а не к их чувству; отвлеченное изложение было мало доступно пониманию среднего слушателя. Ф. избегал иностранных слов (телескоп, например, называл ""дально-зрительным стеклом""), употреблял славянские слова, прибегал к диалектическим сближениям. По содержанию своему, проповеди Ф. не касались вопросов современности; отрешенные от явлений действительной жизни, они призывают к пассивным добродетелям молчания, смирения, терпения и преданности воле Божией. Личный характер Ф. был властный и упорный; он не чужд был суровости, выражавшейся, например, в противодействии стремлениям Гааза (VII, 743). Пользуясь громадным влиянием, он иногда выступал против прогрессивных стремлений общества и правительства (защита телесных наказаний ссылками на Священное Писание). Об отношениях его к Павскому - см. XXII, 576.
|