Хвощинская-Заиончковская (Надежда Дмитриевна, В. Крестовский - псевдоним) - известная русская писательница. Родилась 20 мая 1825 г. в Рязанской губернии, в семье небогатого чиновника из дворян. Отец Х. был обвинен в растрате казенных денег и лишился места и своего небольшого состояния, проданного для пополнения растраты. Первые годы Х. прошли в очень тяжелой материальной обстановке, которая скрашивалась самоотверженной любовью матери. Воспитание Х. получила дома; с 13 лет она брала уроки у семинариста, готовившего ее брата к поступлению в корпус. Еще в детстве Х. перечитала все, что можно было найти в библиотеке отца, и вместе с сестрой (впоследствии тоже романисткой, писавшей под псевдонимом Весеньев) и братом составляла рукописный журнал, а позднее писала исторические романы. С помощью матери она изучила французский язык; Гюго сделался властителем дум ее юности. Живя в Москве, в доме дяди, Х. изучила итальянский язык и зачитывалась Шиллером. Сильное влияние на нее имел Белинский . Первыми ее печатными опытами были стихотворения, которые она помещала в 1847 и 1848 годах в ""Иллюстрации"" и ""Литературной Газете""; за ними последовали прозаические произведения, вскоре доставившие ей известность и независимое положение в семье. Живя в Рязани, где отец ее снова получил место, и лишь наезжая в Петербург, Х. работала в ""Отечественных Записках"", ""Литературной Газете"", ""Пантеоне"" и ""Русском Вестнике"". Смерть отца сделала Х. и ее сестру Софью опорой семьи, в которой после смерти Софьи Х. осталась единственной работницей. В Рязани Х. познакомилась с Салтыковым, который служил там вице-губернатором; позднее между ними установились дружеские отношения. В половине 1860-х годов с Х. познакомился известный поэт Щербина , который влюбился в нее и делал ей предложение. В 1865 г. умерла сестра Х., Софья (Весеньев); вскоре после того Х. вышла замуж за врача И.И. Заиончковского. Заиончковский был значительно моложе ее; в Рязань он был выслан по политическому делу и сблизился с Х. у постели ее умиравшей сестры. Семейная жизнь Х. не была счастливой. Заиончковский оказался плохим семьянином; Х. очень снисходительно относилась к его увлечениям и сохранила к нему до конца дружеское чувство. Большей частью Заиончковский жил, лечась, за границей, где и умер в 1872 г. от скоротечной чахотки. Последние годы жизни Х. провела в Санкт-Петербурге. Несмотря на свою известность и постоянную литературную работу, Х. в конце жизни нередко нуждалась; даже похоронить ее пришлось на средства литературного фонда. Она умерла в июне 1889 г. на даче в Старом Петергофе и похоронена там же. Х. принадлежит к числу самых плодовитых русских писательниц; она работала в области романа, повести, драмы, лирики, выступала в качестве критика и переводчицы. Пользуясь библиографической работой г. Я. (""Русская Мысль"" за 1890 г. № 7), приводим перечень главных трудов Х. В 1850 г. она напечатала повести ""Анна Михайловна"" и ""Сельский учитель"" в ""Отечественных Записках"" и драматическую фантазию ""Джулио"" в ""Пантеоне"". В 1852 г. - повести ""Еще год"" и ""Искушение"" в ""Отечественных Записках""; ""Утренний визит"", провинциальная сцена, в ""Пантеоне"". В 1853 г. - повести ""Несколько летних дней"" (""Отечественные Записки"") и ""Деревенский случай"" (""Пантеон""), роман ""Кто остался доволен"" (""Отечественные Записки""), ""Решительный час"", сцена (там же). В 1854 г. - роман ""Испытание"" (""Отечественные Записки"") и ""В дороге"", рассказ, в ""Санкт-Петербургские Ведомости"". В 1855 г. - деревенская история ""Фразы"" в ""Отечественных Записках"". В 1856 г. - романы ""Последнее действие комедии"" и ""Свободное время"", в ""Отечественных Записках"". В 1857 г. - роман ""Баритон"" и ""Из связки писем, брошенной в огонь"" (""Отечественные Записки""). В 1858 г. - повесть ""Старое горе"" и рассказ ""Братец"" (""Отечественные Записки""). В 1859 г. - повесть ""Недописанная тетрадь"" (""Отечественные Записки""). В том же году появилось шеститомное издание ""Романов и повестей"" В. Крестовского . В 1860 г. Х. напечатала романы ""Встреча"" в ""Отечественных Записках"" и ""В ожидании лучшего"" в ""Русском Вестнике"". В 1861 г. появилась повесть ""Пансионерка"" (""Отечественные Записки""). В 1862 г. - повесть ""Стоячая вода"" (""Русский Вестник"") и рассказ ""За стеной"" (""Отечественные Записки""). В 1864 г. - повести ""Домашнее дело"" (""Отечественные Записки"") и ""Старый портрет - новый оригинал"" (""Библиотека для Чтения""). К 1865 г. относится роман ""Недавнее"" (""Отечественные Записки""). В 1866 г. вышли 7-й и 8-й тома ""Романов и повестей"". В 1868 г. появилась повесть ""Два памятных дня"" (""Отечественные Записки""). В 1869 г. - повесть ""Первая борьба"" (""Отечественные Записки""). В 1870 г. - роман ""Большая Медведица"" (""Вестник Европы""). В 1874 г. - отрывки ""Счастливые люди"" (""Отечественные Записки"") и ""Альбом"" (""Вестник Европы""). В 1876 г. - рассказ ""На вечере"" (""Отечественные Записки""). В 1877 г. - ""Из записной книжки"" и ""Между друзьями"" (""Отечественные Записки""). В 1878 г. напечатана в ""Отечественных Записках"" первая часть неоконченного романа ""Былое"". В 1879 г. - рассказ ""Свиданье"" в ""Отечественных Записках"". В 1880 г. вышли в свет два первых тома ""Повестей"" и сборник ""Очерки и рассказы"", в 1881 г. - третий том ""Повестей"", в 1882 г. - вторая книга ""Очерков и рассказов"", в 1883 г. - четвертый том ""Очерков и рассказов""; тогда же был напечатан рассказ ""Здоровые"" в ""Отечественных Записках"". В 1885 г. напечатан в ""Северном Вестнике"" роман ""Обязанности"" и вышел в свет сборник ""На память"". В 1887 г. - рассказ ""Жить, как люди живут"" (""Вестник Европы""). В 1889 г. появился в ""Русских Ведомостях"" отрывок ""Вьюга"". Стихотворения Х. появлялись в журналах до 1858 г. ""Критические очерки"" Х. вела в ""Отечественных Записках"", под псевдонимом Поречникова, и позднее, под разными псевдонимами, в ""Русских Ведомостях"". Первые критические отзывы Х. были, в общем, неблагоприятны; затем, после сочувственных статей Е. Тур (""Русская Речь"", 1861, № 12) и Боборыкина (""Библиотека для Чтения"", 1863, № 2), литературная деятельность Х. встретила резкое осуждение в статье Шелгунова : ""Женское бездушие"" (""Дело"", 1870, № 9). Автор этой статьи признавал общий тон произведений Х. реакционным, философию ее - проповедующей всем слабым ""смирение и покорность"". Почти столь же суровым было отношение к произведениям Х. г. Скабичевского ; в статье ""Волны русского прогресса"" (""Отечественные Записки"", 1872, № 1) он объясняет возрастание успеха Х. в 70-х годах начавшейся в обществе реакцией, которая сделала возможным успех идеализации пошлости; так называет автор пристрастие Х. к ""идеальным"" героям и героиням. Впоследствии и Шелгунов, и Скабичевский значительно изменили свое отношение к Х. В конце 70-х и начале 80-х годов сочувственное отношение критики к Х. окончательно установилось. М. Протопопов в ""Русском Богатстве"" (1880, № 3), признал талант Х. не стареющим, а крепнущим с годами. Еще более симпатичным был отзыв г. Боборыкина (""Слово"", 1879, № 7), находившего, что и на Западе нет, за исключением Джорджа Элиота, такой современной писательницы, как Х.К. Арсеньев, в ""Вестнике Европы"" 1885 г., ставит имя Х. наряду с именами Жорж Занд, Кэррер Белль и Джорджа Элиота. Столь же лестным был отзыв о Х. Н.К. Михайловского , в рецензии на роман ""Обязанность"". Сочувственно отнеслась к Х. в конце ее литературной деятельности и критика противоположного литературного лагеря, как например, рецензент ""Русского Вестника"" (1880, № 10). В итоге, отзывы критики сводились к признания за Х. оригинального, хотя и не особенно яркого таланта, стойкой преданности прогрессивному миросозерцанию и искреннего, теплого чувства, проникающего все ее произведения. Наряду с этим почти все критики признавали некоторую узость наблюдений Х. и некоторую сочиненность ее идеальных лиц. ""На г. Крестовском, - читаем мы в рецензии Н.К. Михайловского, - повторилась очень известная в нашей литературе история. ""Злые персонажи"" его произведений - живые, хотя и скверные люди, а персонажи ""добродетельные"" чрезвычайно скучны, как манекены... Его добродетельные герои добродетельны до сверхъестественного, добродетельны, как пропись, как букварь, и именно потому в них очень мало человеческого"". В одной из новейших работ о Х. г. Протопопов (""Женское творчество"", ""Русская Мысль"", 1891) делает такую характеристику того момента в общественном развитии, выразителем которого явилась Х.: ""Произошел переворот в понятиях, который должен был впоследствии привести к перевороту в нравах. Общество стало понимать, что казнокрадство и патриотизм - вещи несовместимые; что низкопоклонство перед высшими и высокомерие перед низшими совершенно неправильно называть умением жить, что честность и бескорыстие - не то же, что ротозейство и глупость, что фамусовщина и чичиковщина совсем напрасно пользуются репутацией благонамеренности, что светильник ума надо держать на столе, а не под столом; что шапками нельзя сражаться и на одну ""подоплеку"" нельзя возлагать всех надежд. Переход от ветхозаветной домостроевской морали к морали этого рода был огромным прогрессом, и выразителем этого фазиса развития была Заиончковская"". Талант Х. - живой и искренний, но далеко не первоклассный. Образы ее не запечатлеваются в памяти; больше захватывает она задушевностью тона. Современным людям романы Х. говорят очень мало. Литература. В. Семевский (""Русская Мысль"", 1890, № 10, 11, 12); Арсеньев ""Критические этюды"" (т. I); А. Григорьев ""Сочинения"" (I, 51); К. Аксаков (""Русская Беседа"", 1857, № 1); Шелгунов (""Дело"", 1870, № 9); Боборыкин (""Слово"", 1879, Т 7); Протопопов (""Русская Мысль"", 1891, 1893, № 2); Скабический ""Сочинения"" (т. 1) и ""История новой русской литературы""; Чуйко (""Наблюдатель"", 1889, № 1); Южаков (""Северный Вестник"", 1887, № 1); воспоминания о Х. (""Русская Старина"", 1897 - 98). Н. Коробка.
|