Худяков (Василий Григорьевич, 1826 - 1871) - исторический, портретный и жанровый живописец, начал учиться в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда через полтора года перешел в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь ближайшим его наставником был профессор Ф.С. Завьялов , пригласивший его к себе в помощники при расписывании Святых Сеней в Кремлевском дворце. Еще в бытность свою в московском училище, Х., за присланные в императорскую академию работы, был награжден от нее большой серебряной медалью. В 1848 г. он переселился в Санкт-Петербург и поступил вольноприходящим учеником в академию, но поспешил взять аттестат на звание свободного художника, на которое давала ему право упомянутая медаль, и через то лишился возможности конкурировать на золотые медали. В Петербурге он писал преимущественно портреты и образа по частным заказам и в 1851 г. за портрет ректора архитектуры А.И. Мельникова (находится в конференц-зале академии) был признан академиком. После того им были исполнены, сверх портретов разных лиц и образов для церкви тульского кадетского корпуса и др. церквей, картины: ""Финляндские контрабандисты"" (находится в Третьяковской галерее в Москве), ""Гонение христиан на Востоке"" (приобретена императором Николаем I для подарка греческому королю Оттону) и ""Куликовская битва"" (куплена господином Хлудовым , в Москве). В 1857 г. Х. отправился в Италию, где провел, живя главным образом в Риме и Неаполе, четыре года - до тех пор, пока московское общество любителей искусства, в 1860 г., не вызвало его для занятия должности преподавателя в тамошнем училище живописи, ваяния и зодчества. В том же году, за написанную в Италии, по заказу графа Г.А. Кушелева-Безбородки, картину из римского народного быта ""Игра в шары"", академия возвела Х. в звание профессора. В Москве он пробыл недолго и, возвратившись в Петербург, являлся со своими произведениями на академических выставках до самой своей смерти, последовавшей от холеры. Из числа этих произведений заслуживают быть упомянутыми: ""Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи"" (1861), ""Тайное посещение"" (1862), ""Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион"" (1867) и ""Казанская царица Сююнбека, покидающая Казань"" (1870). Х. не обладал особенно находчивой фантазией, но был прекрасный рисовальщик и колорист, хотя и несколько цветистый, но умевший сильно воспроизводить и достигать большой рельефности изображенного. Однако последние его картины значительно слабее тех, которые написаны в Италии и в первое время по возвращении из нее. Из его работ, находящихся в общественных коллекциях, можно указать на несколько этюдов, писанных масляными красками и на две акварели: ""Русские художники на карнавале в Риме"" и ""Проповедь в итальянской церкви"", в музее императора Александра III , в Санкт-Петербурге, на вышеупомянутых ""Финляндских контрабандистов"", на картину ""У гробницы"" и на ""Этюд в Олевано, близ Рима"", в Третьяковской галерее, в Москве.
|