Цветаев (Дмитрий Владимирович, родился в 1852 г.) - историк. Сын сельского священника Владимирской губернии, Ц., по окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии, прослушал педагогические курсы при 2-й санкт-петербургской военной гимназии. Преподавал историю, русский язык, словесность, педагогику и методику в средних учебных заведениях ведомств военного, народного просвещения и Императрицы Марии в Орле и Москве. По защите магистерской диссертации, Ц. поступил (1886) в приват-доценты Московского университета. С 1887 г. состоит профессором Варшавского университета по кафедре русской истории. Специальные научные изыскания Ц. по русской истории сосредоточиваются главным образом на ""немецком"" вопросе в России и состоят в документальном выяснении положения, жизни и деятельности иностранцев и инородцев протестантского и католического вероисповеданий и отношения русских к этим людям и к западноевропейской культуре и образованности. Сюда относятся статьи монографии: ""Марья Владимировна и Магнус Датский"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1878, III); ""Протестантство в Польше и Литве, в его лучшую пору"" (""Чтения в обществе любителей духовного просвещения"", 1881, XII); ""Вновь открытый закон Петра Великого о протестантах"" (""Московские Ведомости"", 1882, № 319); ""Положение протестантов в России до Петра Великого"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1883, IX - X); ""Протестантство в России в правление Софьи"" (""Русский Вестник"", 1883, XI); ""Из истории брачных дел в царской семье московского периода"" (ib., 1884, VII - VIII и отдельно); ""Генерал Николай Бауман и его дело. Из жизни Московской Ново-Иноземской слободы в XVII веке"" (Москва, 1884); ""История сооружения первого костела в Москве"" (Москва, 1886); ""Вероисповедное положение протестантских купцов в России в XVI и XVII веках"" (""Русский Вестник"", 1885 и отдельно); ""Обрусение иноземцев-протестантов в Московском государстве"" (Москва, 1886); ""Положение западного иноверия в Московском государстве"" (""Московские Ведомости"", 1886, № 273 - 74, вступительная речь, читанная в Московском университете); ""Литературная борьба с протестантством в Московском государстве"" (Москва, 1887); ""Иностранцы в России в XVI - XVII веках"" (""Русский Вестник"", 1887, XII); ""Первые немецкие школы в Москве и основание придворного немецко-русского театра"" (""Варшавские Университетские Известия"", 1889, VIII; ""Православное Обозрение"", 1890, V - VII и отдельно); ""К истории культуры в России в XVI и XVII веках"" (Воронеж, 1890); ""История основания русского флота"" (""Русская Старина"", 1896, VII и отдельно); ""Медики в Московской России и первый русский доктор"" (""Труды Русского Медицинского Общества при Варшавском университете"", 1896, II и отдельно); ""Новые данные о кронпринцессе Софии-Шарлотте"" (""Московские Ведомости"", 1899, № 316) и прочее. Благодаря изучению предмета по отдельным деталям, в объединительных трудах Ц. из данной области даже частности обыкновенно оказываются подробно и тщательно обработанными. Важнейшие труды этого рода: ""Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках"" (Москва, 1886, магистерская диссертация) и ""Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований"" (Москва, 1890, докторская диссертация). В первом из них дается фактическая история пользования свободой общественного и частного вероисповедания протестантов и католиков в Московском государстве. Второй труд изображает быт иноземцев-протестантов и взаимные сношения их с русскими, сопровождавшиеся культурным воздействием на русскую среду. ""Исчерпывая все существующие стороны предмета"", это сочинение является ""как бы введением в историю Петровской реформы"" (профессор Багалей , Брикнер и Завитневич ). Часть архивных и рукописных документов, собранных Ц., издана им под заглавием ""Памятники к истории протестантства в России"" (часть I, Москва, 1888). В речи ""К истории изучения вопроса об иностранцах в России"" (Варшава, 1891), произнесенной на докторском диспуте, объясняется важность непосредственного изучения предмета по подлинным архивным данным. За последние годы специальные работы Ц. относятся преимущественно к вопросам, связанным с пребыванием и кончиной царя Василия Ивановича Шуйского в польском плену. На основании главным образом данных, найденных им в архивах, он сначала выясняет различные отделы предмета в ряде монографий: ""Царь Василий Шуйский в Польше"" (""Варшавские Университетские Известия"", 1894, IV - V; ""Варшавский Дневник"", 1897, № 86); ""Об усыпальнице Шуйского в Варшаве"" (""Варшавский Дневник"", 1897, декабря, 20; ""Исторический Вестник"", 1898, II, V) и др., затем составляется цельный труд, под заглавием: ""Царь Василий Шуйский и места погребения его в Польше""; вышел второй его том в двух книгах, заключающий ""приложение к историческому исследованию"" (Варшава, 1901 - 1902); самое исследование входит в первый том и печатается. Из статей Ц. по другим предметам выдаются: ""Сношения с Абиссинией"" (""Русский Архив"", 1888, I); ""Из истории церковной и государственной жизни в старой Москве"" (""Христианское Чтение"", 1896, I); ""Новые материалы к истории Москвы"" (""Московские Ведомости"", 1885, № 75); ""Петр Великий во Франции"" (""Русское Обозрение"", 1894; ""Московские Ведомости"", 1901, № 252). Основные взгляды Ц. на русскую историческую жизнь наиболее цельно формулируются им в статье ""Россия и Западная Европа в их взаимных отношениях"" (""Русское Обозрение"", 1895, II), исходной мыслью которой служит положение, что ""по своей природе и истории Россия, как самостоятельное государство, безусловно необходима для правильной жизни самой Западной Европы: до вступления своего в круг европейской системы она была охранительницей ее от азиатского напора и разрушения со стороны диких полчищ; по вступлении же своем в систему европейских государств (в эпоху Петровских реформ) она стала незаменимой посредницей между борющимися там сторонами, оберегающей политическое равновесие и тем обеспечивающей благосостояние и возможность беспрепятственного дальнейшего культурного развития западноевропейских государств и народов"" (стр. 714 - 715). Начав свои научные занятия по русской истории под руководством профессора Кояловича , Ц. в методах исследования и в основных воззрениях ближе стоит к исторической школе С.М. Соловьева . В педагогической литературе наиболее известны его ""Баллады Шиллера. Опыт объяснения их"" (помещались в ""Филологических Записках"" 1881 - 1882 гг. и отдельно). А. С-ов.
|