Беляев, Иван Дмитриевич - известный историк-юрист (1810 - 73). Сын священника, окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Служил в московской конторе Святейшего Синода, потом в архивах сенатском и старых дел. Здесь он с увлечением занимался изучением документов; работал часто и в древнехранилище Погодина . У него не было и не могло быть надлежащей археографической подготовки, а состояние архивов, не приведенных в порядок и в большей части не описанных, затрудняло разработку и изучение богатейших архивных материалов. Несмотря на столь неблагоприятные условия, Беляеву удалось сделать очень много для русской археографии и архивоведения. Он и сам собирал рукописи и оставил ценную коллекцию, хранящуюся в Румянцевском музее. Когда в 1848 г. секретаря общества истории и древностей российских при Московском университете и редактора ""Чтений"", профессора Бодянского , постигла кара за напечатание русского перевода сочинения Флетчера, Беляев был избран секретарем и редактором ""Временника"", который начал издаваться вместо ""Чтений"" по измененному плану, составленному Беляевым. Несмотря на серьезные возражения (особенно Ундольского ), план был утвержден обществом; Беляев три раза избирался секретарем и успел выпустить в свет 25 книг ""Временника"" (1848 - 1857). С 1852 г. Беляев в качестве адъюнкта заместил на кафедре истории русского законодательства в Московском университете Н.В. Калачова и оставался на ней до своей смерти. Беляев очень много писал и издал очень много памятников. Большая часть его сочинений носит чисто описательный характер; лишь немногие посвящены вопросам истории права. Самое крупное из последних - его ""Лекции по истории русского законодательства"" - вышло в свет после его смерти и составлено по его собственноручным тетрадям, не предназначавшимся к печати, с дополнениями из студенческих записок. И в этом курсе описательный элемент преобладает над юридическим. Беляев гораздо больше бытописатель, чем историк права. Все его сочинения носят националистический оттенок; сам Беляев всегда был верным членом славянофильского лагеря из числа писателей-историков. Но славянофильство Беляева отнюдь не было цельным философским миросозерцанием; оно сказывалось лишь в его горячей любви к московской и до-московской старине; та и другая у него не строго и разграничивались, так что его славянофильство сводилось скорее к великороссофильству. В своих изысканиях он обычно шел по стопам более видных представителей направления, сначала Погодина, потом К. Аксакова . В полемике с писателями западнического направления, защищавшими исконность родового быта или господство личного начала в Древней Руси, Беляев доказывал преобладание в ней общинного быта, как специального продукта творческого славянского духа. На знамени Беляева, как писателя, всего правильнее было бы начертать слова: борьба за общину, за ее исконность и повсеместность. Нельзя не признать его больших заслуг в выяснении этой стороны нашей бытовой истории; но самое понятие общины в различных трудах Беляева представляется крайне неопределенным, расплывчатым и принимается в разных значениях, без всякого разграничения поземельной общины от административной, даже от общего владения, иной раз сливаясь с понятием всякого человеческого общения. Такая неопределенность характеристик сопровождается нередко недостаточной обоснованностью положений; в подтверждение их не приводится никаких документальных данных, или приводятся такие, которые не имеют прямого отношения к исследуемому положению. Вера или уверенность автора часто должна заменять для читателя свидетельство памятника. Эти отрицательные черты сочинений Беляева искупаются отчасти обилием свежего материала, которым он располагал благодаря обширному знакомству с архивными данными. Главное его сочинение - докторская диссертация ""Крестьяне на Руси"". В тесной связи с ней стоят его полемические статьи о происхождении сельской общины в России (""Русская Беседа"", 1856) и статья ""Законы и акты, установляющие крепостное право в России"" (""Архив исторических и практических сведений"", 1859, кн. 2). Эти его труды имели не одно только теоретическое значение, но повлияли и на проведение крестьянской реформы. Второе место занимают его исследования о поземельных отношениях в Московском государстве в связи с системами обложения (""Временник"", кн. XI и XII; ""Чтения"" за 1884 - 85 годы), впервые осветившие многие темные вопросы. Заслуживают внимания его изыскания об организации военных сил Древней Руси и Московского государства, например, ""Дружина и земщина"", ""Служилые люди"", ""О русском войске в царствование Михаила Феодоровича"" и особенно ""О сторожевой, станичной и полевой службе на польской Украине Московского государства"". Несколько его статей посвящено вопросам о происхождении и соотношении наших летописных сводов. Его магистерская диссертация: ""О наследстве без завещания по древним русским законам до Уложения"" принадлежит к числу неудавшихся его трудов. Из его рецензий особенно ценна касающаяся исследований профессора Осокина по истории финансового управления в Древней Руси. С 1861 г. Беляев предпринял обширный труд по русской истории, чтобы объяснить историю образования Московского государства. С этой целью он наметил план изучения и обработки областных земель, которые потом вошли в состав московских владений. Но ""Рассказы из русской истории"" лишь со второй книги изображают историю Руси по областям; в первой идет речь о всей русской земле до XIII в.; 2 - 4 книги содержат истории Новгорода, Пскова и Полоцка. На этом издание прекратилось за смертью автора. К этому же периоду его писательской деятельности относится и его статья: ""Земские соборы на Руси"". Изданием памятников Беляев оказал не меньшие услуги русской истории, чем своими исследованиями. Ряд важных актов и памятников впервые пущен им в оборот. Сюда относятся ценные данные по истории крестьян, издание новгородских писцовых книг, разрядных записей, материалов по истории московского судопроизводства, Литовского статута в трех редакциях, торговой книги, нескольких общеисторических памятников и т. д. Сочинения и издания Беляева помещены, главным образом, в ""Чтениях"" и ""Временнике"", в ""Москвитянине"", ""Русской Беседе"", ""Дне"", в изданиях Академии Наук. Отдельно изданы лишь ""Крестьяне на Руси"" (1-е изд. 1860, 4-е изд. 1903), ""Земские соборы на Руси"" (1867, 2-е изд. 1902) и ""Лекции по истории русского законодательства"" (1-е изд. 1879, 3-е изд. 1901). Над изданиями сочинений Беляева тяготеет какой-то злой рок. Самое лучшее и наиболее важное исследование, ""Крестьяне на Руси"", от издания к изданию все более и более искажается. Очень плохо подготовлены к изданию и ""Лекции"". До недавнего времени не имелось и сколько-нибудь исправленного списка трудов Беляева. Очень неполон список, составленный учеником Беляева, С. Петровским ; еще хуже список, приложенный к последнему изданию книги ""Крестьяне на Руси""; более правилен список П.Н. Мрочека-Дроздовского , но и в нем есть пропуски. - См. С. Петровский ""Иван Дмитриевич Беляев"" (некролог), ""Отчет и речи, произнесенные в торжественном собрании Московского университета 12 января 1874 г."" (М., 1874, 63 - 75); Е. Барсов ""Иван Дмитриевич Беляев, секретарь императорского общества истории и древностей российских"" (""Чтения"", 1882, кн. 1, смесь, 14 - 20); М.Ф. Владимирский-Буданов ""Лекции по истории русского законодательства И.Д. Беляева"" (""Университетские известия"", 1879, 136 - 164); П.Н. Мрочек-Дроздовский ""Список трудов покойного профессора И.Д. Беляева"" (""Чтения"", 1905, кн. 2, смесь, 65 - 88); А. Викторов ""Собрание рукописей И.Д. Беляева"" (М., 1881); Д. Лебедев ""Собрание историко-юридических актов И.Д. Беляева"" (М., 1881). М. Д.
|