Шад (Иоганн-Баптист) - философ. Родился в 1758 г. около Бамберга; родители были весьма набожны и тщательно развили в нем религиозное чувство. Учился у иезуитов. В 1778 г. поступил в монастырь в Банце, из которого бежал в 1798 г., так как не вынес преследования, которому подвергся за свободомыслие. Прибыв в Иену, стал читать лекции в университете; получил профессуру в 1802 г.; в 1804 г., по рекомендации Гете, призван в Харьковский университет. В Харькове Ш. играл весьма выдающуюся роль; читал лекции по философии и истории римской литературы. В 1816 г. Ш. был внезапно отрешен от должности и выслан из пределов России, книги же его - ""Instituriones juris naturae"" и издание ""De viris illustribus Pomae"" Плутарха (в обработке Ломонда) - истреблены. Весьма интересная автобиография Ш. вышла в 1803 г., а вторым изданием в 1828 г. Удаление Ш. наделало много шуму. Причиной его удаления из университета министром народного просвещения князем Голицыным были доносы профессора Дегурова , воспользовавшегося неприятностями, возникшими для Ш. и всего Харьковского университета для обвинения докторантов Гриневича и Ковалевского в том, что они представили докторские диссертации, которые, по расследовании, оказались плагиатом из сочинений Ш. Удаление Ш. из Харьковского университета обстоятельно и документально обследовано в работах Н.А. Лавровского (""Чтения Московского Общества"", 1873, книга 2: ""Эпизод из истории Харьковского университета""), Д.И. Багалея (""Удаление профессора Ш. из Харьковского университета"", Харьков, 1899) и профессора Е. Боброва (""Материалы для истории философии в России""). Философия Ш. в существенном повторяет основные принципы сначала Фихтеревой, а впоследствии Шеллинговой философии. Профессор Ф.А. Зеленогорский , в двух статьях, помещенных в 27 и 30-й книжках ""Вопросов философии и психологии"", рассмотрел латинские сочинения Ш., вышедшие во время его пребывания в Харькове: ""Institutiones philosophiae universae tomus primus logicam complectens"" и две речи в торжественных собраниях Харьковского университета. Профессор Э.Ф. Лейкфельд дал в ""Истории Харьковского университета"" (том I, стр. 654) анализ логики Ш. В логике Ш. заметно сильное влияние метафизики Фихте; профессор Лейкфельд полагает, что Ш. - не только комментатор доктрины Фихте, но и продолжатель ее. То же самое следует сказать и о философии права Ш.: он восстает против механической теории государства, господствовавшей в его время. Государство не есть машина, управляемая только механическими законами, не мануфактура, не учреждение, созданное ради одной безопасности. Ш. не считает возможным выводить право из договора и восстает против разрыва, произведенного искусственно между правом и нравственностью. Немецкие сочинения Ш.: ""Gemeinfassliche Darstellung des Fichtischen Systems und der daraus hervorgehenden Religionstheorie"" (1800); ""Grundriss der Wissenchaftslehre"" (Иена, 1800); ""Neuer Grundriss der transcendentalen Logik und Metaphysik nach den Principien der Wissenschaftslehre"" (Иене, 1801); ""Absolute Harmonie des fichtischen Systems mit der Religion"" (1802); ""System d. Natur und Trabscendentaplhilosophie"" (1803 - 1804). В последнем сочинении заметно также влияние Шеллинга. Э. Радлов.
|