Швецов (Онисим Васильевич) - известный защитник австрийского священства, крестьянин Владимирской губернии. Сначала был православным и учился грамоте в казенном училище. Перейдя в секту нетовцев, Ш. поступил в услужение к купцу Першину, также нетовцу, и три года ходил по Волге на барках с хлебным грузом, занимаясь в свободное время переписыванием разных религиозных тетрадок для своего хозяина. Познакомившись с поповцами австрийской иерархии, Ш. убедился в ложности нетовщины, как не имеющей священства и таинств, перешел в поповщину и стал убеждать к тому же и других нетовцев, чем обратил на себя внимание главного начетника поповцев Семенова, который донес о нем своему владыке Антонию (Шутову) , а тот немедленно пригласил Ш. к себе в Москву и определил его в свою канцелярию, где он вскоре занял должность письмоводителя и миссионера. В 1855 г. Ш. принимает монашество с именем Арсения; с 1897 г. он - раскольнический уральский епископ. Желая оправдать австрийскую иерархию, Ш. изменяет понятие о церкви. По его учению церковь имеет две стороны - внутреннюю и внешнюю; первую составляет исповедание веры, а вторую - верующие, как пасомые, так и пастыри, а равно и священнодействия, тесно связанные с званием пастырей. Эта последняя ""может иногда преклонятися и колебатися"", оставаясь церковью. Поэтому общество старообрядцев ""с лишением единомысленных себе епископов, не лишалось наименования церкви Христовой"". Это учение о церкви изложено Ш. в сочинении ""Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимым на нее обвинений"" (1885; см. П. С. ""Где истина? Разбор изданной апологетом раскола Ш. книги: ""Истинность старообрядствующей иерархии противу взводимых на нее обвинений"", ""Миссионерский Сборник"", 1893, № 1 и 2; 1894, № 1 - 4). В этом же сочинении Ш. защищает внесенные в ""Устав Белокриницкого монастыря"" Павлом Белокриницким еретические мнения о подлетном, вместе с веками, рождении Сына Божия и исхождении Святого Духа от Бога Отца. По почину раскольнического епископа Пафнутия казанского , Ш. был судим за это еретичество собором раскольнических епископов (см. ""Братское Слово"", 1888, № 15 и 18), и хотя за раскаяние был прощен, но не внял суду своих архиереев и продолжал держаться прежних взглядов. В 1897 г. на беседе в селе Алексеевке, Саратовской губернии, Ш. упорно защищал и Белокриницкий устав, и свое учение. Еретичество Ш. обличали не только православные, но даже и старообрядческие писатели (Пафнутий коломенский, особенно же Пафнутий казанский, написавший ""Раскольнический лжеучитель Ш. перед судом одного из своих собственных епископов"", Москва, 1891). Из православных обстоятельно доказал еретичество Ш. архимандрит Павел, написавший ""Замечание на первую главу книги: ""Истинность старообрядствующей иерархии"", где сочинитель оной защищает еретическое учение Белокриницкого устава о Сыне Божием, якобы Он родился от Отца совокупно с веками"" (""Братское Слово"", 1888, № 6 и отдельно); ""Ответ на тетрадку Ш. под заглавием ""Несправедливость замечаний (архимандрита Павла) на первую главу книги: ""Истинность старообрядствующей иерархии"" (""Братское Слово"", 1889, № 17 и отдельно); ""Новое обличение проповеданного в Белокриницком уставе и защищаемого Онисием Ш. лжеучения о подвременном рождении Сына Божия от Бога Отца"" (Москва, 1892). Раскольнический писатель Василий Механиков написал против Ш. сочинение: ""Защита Белокриницкого устава перед судом православия"". Сочинение это издано в свет Н. Субботиным под заглавием: ""Обличение еретичеств Арсения Шведова, именуемого епископа старообрядцев, составленное Механиковым по благословению Иоанна Картушина, именуемого архиепископа старообрядцев"" (Москва, 1900). О примирении Механикова с Ш., составлении мирного договора (""Исповедания веры""), заявлении Механикова, что он уничтожает свою подпись под общим исповеданием веры, когда из разговора с Ш. увидел, что тот по-прежнему держится своего еретического учения о Святой Троице, и ""новой полемике"" между ними - см. брошюры Н. Субботина: ""Дружба паче правды, заключенная между еретиком Ш. и обличителем его Механиковым"" (2 издание, Москва, 1902) и ""Полемика между Механиковым и Г."" (Москва, 1902). В первой из названный брошюр автор приводит подлинный текст мирного договора и подробно разбирает его, показывая его несостоятельность. Кроме ""Истинности"", Ш. написал: ""Оправдание старообрядствующей святой Христовой церкви, в ответах на притязательные и недоумительные вопросы настоящего времени"" (Яссы, 1887; книга написана в защиту ""белокриницкого священства""); ""Показание всеобдержности двуцарственного сложения в древней православной церкви и погрешностей противу святого Евангелия в новообрядствующей греко-российской церкви"" (Яссы, 1888); ""Книга об антихристе и прочих действиях, иже при нем быти хотящих"" (Яссы, 1888); ""Исповедание веры в символьную церковь священноинока старообрядствующей иерархии Арсения Ш."" и другое учение Ш. о церкви рассматривали и обличали: священник К. Попов (""Онисим Ш. и его богословствование"", ""Церковный Вестник"", 1887, № 34); Н. Ивановский (""Беседы со старообрядцами в Санкт-Петербурге"", ""Церковные Ведомости"", 1888, № 13, 14, 16, 19 и 24); священник И. Арсеньев (""Беседа о единстве святой церкви"", ""Пастырский Собеседник"", 1894, № 6); священник Н. Красновский (""О соборности церкви Христовой"", ib., 1896, № 5); Н. Ивановский (""Сочинение Ш.: ""Исповедание веры в символьную церковь"" и беседы по поводу его в Нижнем Новгороде в 1889 и 1890 годах"", ""Странник"", 1895, № 8; 1896, № 6 - 7, 8); А. Муравьев (""Учение апологета раскола Онисима Ш. о церкви перед судом Книги о вере и Великого Катехизиса"", ""Миссионерский Сборник"", 1892, № 1 - 2, 3 - 4); протоиерей И. Виноградов (""Новый проповедник раскольнического богословия - О. В. Ш."", ""Пастырский Собеседник"", 1893, № 23, 26, 29 - 30); М. Шустов (""Беседы с О. Швецовым о составе церкви и ее вечности"", Москва, 1891) и многие др.
|