Шеллер (Александр Константинович, писавший под псевдонимом А. Михайлов) - известный беллетрист, родился 30 июля 1838 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был крестьянин-эстонец, получивший образование в театральном училище и служивший сперва в театральном оркестре, а затем исполнявший должность придворного служителя; мать происходила из аристократического рода Адамовичей , и в воспитании будущего писателя рано столкнулись аристократические традиции матери и бабушки с тем, что внушал ему отец. После первоначального домашнего обучения Ш. был помещен в немецкую Анненскую школу, а затем в 1857 г. поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет, в котором пробыл до 1861 г., до известной студенческой истории. Выйдя из университета, Ш. продолжил свое образование самостоятельным изучением социальных вопросов. Увлекшись одно время педагогикой, он основал школу для бедных, в которой дети получали первоначальное образование за плату в 30 - 60 копеек в месяц, а для взрослых читались по субботам лекции по географии, истории и т. п. Школа имела успех, но в 1863 г. пришлось, по независящим обстоятельствам, закрыть ее. После этого Ш. поехал за границу с целью собирания материалов для своих работ о пролетариате во Франции и об ассоциациях. К тому времени относится начало его сотрудничества в ""Современнике"", хотя вообще его литературная деятельность началась в 1859 г., когда он стал помещать, с подписью А. Релеш, фельетоны в журнале Плюшара ""Весельчак"", под заглавием ""Мои беседы"". Дебютировал Ш. в ""Современнике"" стихотворением, помещенным в № 10 за 1863 г., а в следующем году в том же журнале был напечатан (в № 2 и 3) роман ""Гнилые болота"", встреченный критикой весьма сочувственно. В 1864 г. там же были помещены некоторые новые стихотворения Ш. и большой роман ""Жизнь Шупова, его родных и знакомых"". И этот роман, и ""Гнилые болота"" представляют собой своего рода автобиографию Ш., но имеют и несомненные художественные достоинства. В 1865 г. Ш. переходит в ""Русское Слово""; когда этот журнал был закрыт, он в течение 1866 - 1867 гг. помещал свои стихотворения и повести в ""Женском Вестнике"", а с конца 1867 г. становится постоянным сотрудником ""Дела"". Тут и в ""Неделе"" он печатает ряд стихотворений переводных (из Петефи, Шерра, Шамиссо, Фрейлиграта, Барри Корнуэля, Эдгара По, Коппе) и оригинальных, социологические и политические этюды и исследования (""Очерки из жизни рабочего сословия во Франции"", ""Неделя"", 1868; ""Жилища рабочих"", ""Дело"", 1870; ""Производительные ассоциации"", ib.; ""Первоначальное образование во Франции"", ib., 1871; ""Политические права и экономическая неурядица"", ib., 1872; ""Первоначальное образование в Пруссии, Швейцарии и Соединенных Штатах"", ib., 1873; ""Основы народного образования в России"", 1874 и др.) и большинство своих повестей и романов (""Господа Обносковы"", 1868; ""В разброд"", 1869; ""Лес рубят - щепки летят"", 1871; ""Старые гнезда"", 1875; ""Хлеба и зрелищ"", 1876; ""Беспечальное житье"", 1877 и др.). Участие Ш. в ""Русском Слове"", ""Деле"" и ""Неделе"" было не только простым сотрудничеством, но и редактированием, общим или по отделам. С 1877 г. Ш. принял на себя редактирование журнала ""Живописное Обозрение"", а с 1893 г. - и газеты ""Сын Отечества"", при издательстве Добродеева. В этих изданиях, а также в ""Русском Богатстве"", ""Северном Вестнике"", он печатал ряд своих новых беллетристических произведений (""Непрошеный гость"", 1883; ""Молотом и золотом"", 1884; ""Победители"", 1889; ""Ртищев"", 1890; ""Загубленная жизнь"", 1891; ""Конец Бирюковской дачи"", 1893 и др.), не оставляя также занятий и общественными вопросами (""Революционный анабаптизм"", ""Икария"", ""Смутное время анабаптизма"", ""Русская Мысль"", 1886). В 1895 г. было издано полное собрание Ш. в 15 томах (в это собрание не вошли статьи Ш. об ассоциациях и многие его стихотворения). Беспрерывная журнальная работа, тянувшаяся почти 35 лет, окончательно надорвала силы Ш. С 1895 г. у него начинает развиваться склероз артерий, сведший Ш. в могилу 21 ноября 1900 г. Обращаясь к оценке литературной деятельности Ш., приходится останавливаться главным образом на романах первых годов его сотрудничества в ""Современнике"" и ""Деле"". В этих романах выразился весь Ш., со своими крупными достоинствами и, пожалуй, столь же крупными недостатками: с одной стороны, писатель обнаруживает несомненный талант, далеко не заурядное образование, серьезное направление мысли, так что виден в нем был хороший представитель идеализма 60-х годов; с другой стороны, невольно бросалась в глаза какая-то надуманность, деланность его произведений, которые часто вызывали впечатление отрицательное, как писания по трафарету. Молодежь зачитывалась повестями и романами Ш. и в то время, когда они печатались в журналах и когда они выходили отдельными изданиями; Ш. популяризировал в беллетристической форме те идеи, которые проводились публицистикой и критикой 60-х годов, и трудно отрицать его благотворное влияние на читающую публику в десятилетия, следовавшие за эпохой реформ. Тем не менее даже критика одного лагеря с Ш. находила в его романах какую-то фальшь, происходившую оттого, что автор подгонял жизнь под известные идеи, и вместо реализма, который им проповедовался, являлось какое-то ""сентиментальное прекраснодушие, творившее по раз установленным шаблонам"". А.М. Скабичевский указал, что в романах Ш. постоянно встречаются некоторые определенные типы: ""герой и героиня романа, представляющие лучезарное сияние прогресса и совершенств нравственных, умственных и физических; злодей романа - высокий смуглый мужчина с оловянными, леденящими глазами и насупленными бровями; помещик - практик с большими связями, консерватор и деспот, который разлучает влюбленных друг в друга дворовых, вгоняет в гроб жену и чуть не засекает розгами героя романа; злодейка романа - бабушка или тетушка, с княжеским гербом на карете, занятая вечно своей родословной, бредящая светскими приличиями и презирающая чернь; петербургская кумушка, светский шалопай и т. д."". Шаблон, встречающийся в произведениях Ш., можно объяснить влиянием идей 60-х годов, а отчасти влиянием английских романов Диккенса и Теккерея. Публицистическая тенденция романов и повестей Ш. - одна из главнейших причин, по которым этого писателя уже начинают забывать; однако нельзя не сказать, что идеализм Ш., его нравственная чистота, его стремления к общественному прогрессу не могут не вызывать сочувствия и в наше время. Что касается социологических очерков Ш., то их можно считать хорошей популяризацией данных европейской науки. См. Фаресов ""Александр Константинович Ш.-Михайлов"" (Санкт-Петербург, 1901); Скабичевский ""Сочинения"" (том I); его же ""История новой русской литературы""; ""Литературный Вестник"", 1901, № 2 и 8; 1902, № 7 (статьи Городецкого , Бахтина, Дилакторского и Альбицкого). А. Б-ин.
|