Шишков (Матвей Андреевич, 1831 - 1897) - живописец театральных декораций, получил художественное образование в Строгановском училище технического рисования, в Москве и, определившись в 1849 г. на службу при тамошних театрах, специально изучал декорационную живопись под руководством Шеньяка. Вскоре он выдвинулся своим талантом из ряда товарищей и начал работать в качестве самостоятельного декоратора. Успев приготовить в Москве нескольких хороших учеников, он был в 1857 г. переведен в Санкт-Петербург, где долго считался помощником А. Роллера , несмотря на то, что уже с самого переселения своего из Москвы сочинял и писал декорации вполне самостоятельно. Первые произведения Шишкова, обратившие на него общее внимание, были декорации к драме графа А. Толстого ""Смерть Иоанна Грозного"" при постановке ее на Александринской сцене в 1866 г. Они поразили публику своей живописностью и свидетельствовали о том, что художник превосходно знает законы перспективы, обладает силой красок, умеет извлекать из них ласкающие взор эффекты и - что всего важнее - основательно изучил древнюю русскую архитектуру и вообще отечественную старину, которой остается верен во всех подробностях своих композиций. После того, чуть ли не каждая новая пьеса, шедшая на русской драматической, оперной и балетной сцене императорских петербургских театров, обставлялась декорациями Шишкова. Им были написаны декорации или ко всем актам, или к некоторым сценам опер: ""Руслан и Людмила"", ""Жизнь за Царя"", ""Рогнеда"", ""Русалка"", ""Нижегородцы"", ""Псковитянка"", ""Снегурочка"", ""Фауст"", ""Лоэнгрин"", ""Юдифь"", ""Царица Савская"" и др.; к драмам - ""Борис Годунов"" Пушкина (рисунки декораций к этой пьесе изданы в виде альбома собственноручных литографий Шишкова), ""Гроза"", ""Василиса Мелентьевна"", ""Матери-соперницы"", ""Посадники"", ""Злоба дня""; к комедии ""Фрол Скабеев""; к балетам - ""Млада"", ""Конек-Горбунок"", ""Баядерка"", ""Дочь снегов"", ""Зарайя"", ""Пигмалион"", ""Талисман"" и прочее, и прочее. Деятельность Шишкова, за которую он получил в 1869 г. от академии художеств звание академика, не ограничивалась его собственными трудами: в своей мастерской он руководил работами молодых, еще не опытных декораторов, и в 1876 г. предложил академии безвозмездно преподавать декорационную живопись ученикам этого учреждения. Преподавание пошло так успешно, что, два года спустя, академия открыла у себя особый декорационный класс, вверив его управлению Шишкова. К сожалению, класс этот, доставивший русским театрам несколько искусных декораторов, был упразднен в 1892 г., при вступлении в силу ныне действующего нового устава академии. В 1885 г., по случаю исполнившегося 35-летия службы Шишкова искусству, академия возвела его в звание профессора.
|