Шторх (Андрей Карлович, Heinrich Storch, 1766 - 1835) экономист, после Христиана Шлецера первый в России популяризатор идей Адама Смита. Уроженец Остзейского края, Шторх высшее образование получил в Гейдельбергском и Иенском университетах. В 1789 г. он был назначен преподаватель кадетского корпуса в Санкт-Петербурге; в 1796 г. избран членом санкт-петербургской академии наук; позже был ее вице-президентом. В 1799 г. Шторх назначен был учителем великих княжон; позже на него было возложено преподавание курса политической экономии великим князьям Николаю Павловичу и Михаилу Павловичу . Лекции, читанные Шторхом великим князьям, послужили основанием для крупнейшего труда Шторха, напечатанного на французском языке под заглавием: ""Cours d'economie politique ou exposition des principes qui determinent la prosperite des nations"" (Б. и Галле, 1815; Рау издал в 1819 г. книгу Шторха на немецком языке со своими примечаниями; в 1823 г. Ж.Б. Сэ перепечатал курс Шторха, снабдив его критическими примечаниями). Считаясь в первой четверти XIX века одним из лучших учебников по политической экономии, курс Шторха имеет особое значение в истории экономической литературы в России. Хорошо знакомый с хозяйственным и общественным строем России, как это видно из других, ниже указываемых его работ, Шторх часто иллюстрирует свои теоретические воззрения примерами из русской жизни. Он резко осуждает крепостное право, в котором видит главную причину отсталости России; в неприкрашенном виде представлены Шторхом темные порядки тогдашней русской юстиции и отмечены расточительность и задолженность наших вельмож. Книга Шторха не могла, по цензурным соображениям того времени, появиться в русском переводе. Следуя, главным образом, Адаму Смиту, Шторх пользуется также трудами Гарнье, Ж.Б. Сэ, Сисмонди, Тюрго, Бентама. Несмотря на то что многие страницы его курса представляют почти буквальное заимствование из сочинений названных авторов, автору нельзя отказать в оригинальной разработке некоторых экономических доктрин (например, учения о ценности, которая, по его мнению, создается полезностью, и учения о ""невещественных"" благах), а равно в самостоятельной и искусной критике многих положений Адама Смита. Согласно Адаму Смиту, Шторх отрицательно относится к меркантилизму и является сторонником свободы торговли. В то же время Шторх отмечает относительное историческое значение различных направлений экономической политики. По мнению Шторха, каждой ступени хозяйственного развития соответствует наиболее выгодный род деятельности; в примитивном строе всего выгоднее сельское хозяйство; по мере развития хозяйственного быта выгоды от сельского хозяйства медленнее прогрессируют, чем прибыли в других сферах деятельности, и сельское хозяйство начинает отставать от быстро растущих торговли и промышленности, причем торговля развивается раньше, чем обрабатывающая промышленность. Вполне расходится Шторх с Адамом Смитом в определении производительного труда. По учению Шторха, блага делятся на вещественные и невещественные; совокупность первых составляет национальное богатство (richesse nationale), совокупность вторых - национальную цивилизацию (civilisation nationale); и те, и другие вместе составляют национальное благосостояние (prosperite nationale). Невещественные блага делятся на главные - здоровье, знание, ремесленная ловкость, вкус, нравственность, религиозность - и вспомогательные - безопасность и досуг. Шторх полагает, что главные невещественные блага также могут быть накопляемы и обращаемы, как и вещественные блага; отсюда следует, что труд создающих невещественные блага - например, учителей, врачей, чиновников - следует считать в такой же степени производительным, как и труд земледельца и фабричного рабочего. Если по Смиту все, кто занимаются так называемыми услугами, живет на счет труда земледельцев и промышленных рабочих, то с одинаковым основанием, по мнению Шторха, можно сказать, что земледельцы и промышленные рабочие живут за счет тех, кто создает им безопасность, снабжает их знаниями и заботится об их здоровье. Правильно различая народный доход от частного, Шторх относит в состав народного дохода и продукты духовного труда. Сохраняя деление первичного и производного частного дохода, Шторх считает производным доходом лишь такой, который приобретается безвозмездно или неправомерно, как, например, доход, получаемый путем дарения, милостыни, обмана, воровства; в основании же первичного дохода лежит труд физический или умственный. По вопросу о бережливости, как источнике накопления богатства, Шторх отмечает некоторую односторонность Адама Смита, рекомендующего наивозможную бережливость с целью обращения чистого народного дохода на производительные отрасли труда; по Шторху, богатство заключается не в сокращении потребностей, а в возможности удовлетворения наибольшего их числа; сокращение потребностей ведет к одичанию и бедности; с умножением потребностей растет и производительность труда. Другие труды Шторха: ""Statistische Uebersicht der Statthalterschaften des russischen Reichs nach ihren merkwurdigsten Kulturverhaltnissen"" (Рига, 1795; несмотря на сжатость изложения, содержит весьма ценный и хорошо сгруппированный материал для суждения о политических и экономических условиях русской жизни в конце XVIII века; тот же материал в более обширном виде представлен в 9-томном труде: ""Historisch-statistische Gemalde des russischen Reichs"", Рига, 1797 - 1803, где мы находим весьма полное и точное описание русского хозяйственного строя того времени). Продолжением к этому труду служит ""Russland unter Alexander I"", 27 выпусков, СПб., 1803 - 1811); ""Le revenu national considere sous un nouveau point de vue"" (1819; в изданиях Академии Наук так же напечатаны были 4 его статьи о теории ценности и одна о найме); ""Considerations sur la nature du revenu national"" (Париж, 1824; и на немецком языке, Галле, 1825; составляет 5-й том его курса); ""Zur Kritik des Begriffes vom Nationalreichtum"" (СПб., 1827). М. М-н.
|