Щедрин - фамилия нескольких художников. 1) Семен Федорович Щедрин (1745 - 1804), живописец-пейзажист, сын солдата лейб-гвардейского Преображенского полка, был принят в воспитанники Императорской Академии Художеств в 1760 г., окончил в ней курс в 1767 г. с малой золотой медалью, полученной за ""Вид поля с протекающею по нему рекою"", был оставлен при академии пенсионером и вскоре за тем отправлен на казенный счет за границу для своего усовершенствования. По возвращении своем в Санкт-Петербург занял в академии должность преподавателя пейзажной живописи и определен живописцем при кабинете императрицы Екатерины II . Признан академиком в 1779 г. и советником академии в 1785 г. В 1787 г. получил должность инспектора художественных классов академии, а в 1798 г. назначен ее адъюнкт-ректором. В 1799 г. его управлению был вверен учрежденный тогда при академии особый гравировальный пейзажный класс. В царствование императора Павла I Щедрин пользовался благорасположением этого государя и, вследствие того, большим влиянием в академии. Сверх нескольких итальянских пейзажей, написал много видов царскосельского, павловского и гатчинского дворцовых парков как масляными красками, так и гуашью; изобразил также маневры, бывшие в Ораниенбауме при Александре I . Из его картин, вообще отзывающихся в сильной степени влиянием Казановы, можно указать на целый ряд видов загородных дворцовых садов в Александровском Царскосельском дворце, на ""Пейзаж со стадом и пастухом"" в музее Академии Художеств и на ""Пейзаж с животными"", в Московской Третьяковской галерее. 2) Феодосий Федорович Щедрин (около 1751 - 1825), брат предыдущего, скульптор, двенадцати лет от роду был принят в воспитанники академии в 1764 г., при прохождении ее курса был награжден за свои успехи в композиции и лепке медалями. Приобретя в 1772 г. большую золотую медаль за вылепленный по заданной программе барельеф ""Изяслав Мстиславич, которого собственные его воины собираются убить"", был отправлен за границу в качестве пенсионера академии. Проведя около года в Риме, вылепил там статую ""Аполлона, вынимающего стрелу из колчана"", а затем переехал в Париж, где работал под руководством Аллегрена и занимался производством ""академической фигуры"" и статуи фавна Мария. По возвращении своем в Санкт-Петербург, Щедрин получил в 1794 г. звание академика и в следующем году за превосходную мраморную статую Венеры был возведен в звание профессора и стал заседать в академическом совете. В последние пять лет своей жизни он состоял адъюнкт-ректором скульптуры. Из его работ, сверх вышеупомянутой статуи Венеры, приобретенной в 1797 г. императором Павлом I за 7000 рублей и находящейся доныне в гатчинском дворце, можно указать на несколько статуй из числа украшающих собою Самсоновскую террасу в петергофском саду и исполненные вместе с другими русскими художниками скульптурные украшения биржи, адмиралтейства и Казанского собора в Санкт-Петербурге. 3) Сильвестр Федосьевич Щедрин (1791 - 1830), сын предыдущего, живописец-пейзажист, поступил в воспитанники Академии Художеств в 1800 г., был в ней учеником сперва своего дяди, Семена Федоровича Щедрина, а потом, после его смерти, М.М. Иванова , в 1808 г. получил за свои успехи в рисовании с натуры малую серебряную медаль и в 1809 г. за живопись малую золотую медаль. Окончил академический курс в 1812 г. со званием художника XIV класса и с большой золотой медалью, полученной за картину, написанную по программе ""Приморский город или селение вдали, а на первом плане стадо рогатого скота"" (""Вид на Петербург с Петровского острова"", находящуюся в музее живописи). Приобретя вместе с последнею наградою право на поездку в чужие края на счет казны, по политическим обстоятельствам не был отправлен туда до 1818 г. С этого года вся его деятельность протекала в Италии. Живя попеременно в Риме и Неаполе и в их окрестностях, он страстно полюбил тамошнюю природу и трудился очень много, все более и более обращаясь от общей тогдашним русским пейзажистам манерности к прямой, верной и прочувствованной передаче действительности и изучая в особенности эффекты моря и воздуха при солнечном и лунном освещении. Своими картинами, полными поэтического настроения, с отлично нарисованными фигурами, он приобрел большую известность не только у своих соотечественников, но и у иностранцев. Умер и похоронен в Сорренто. Из многочисленных произведений этого художника особенного внимания заслуживают: ""Вид Амальфи"" (на императорской даче Александрия, близ Петергофа), ""Вид Колизея в Риме"", ""Вид в Тиволи, близ Рима"" (в санкт-петербургском музее императора Александра III, где находится еще шесть картин и этюдов Щедрина), ""Терраса на берегу Неаполитанского залива"" и ""Вид на мост и на Замок святого ангела из Трастевере, в Риме"" (в московском публичном музее, в котором имеются три другие произведения Щедрина) и ""Лунная ночь в Неаполе"", ""Малая гавань в Сорренто"", ""Большая гавань в Сорренто"" и ""Водопад в Тиволи"" (в Московской Третьяковской галерее, владеющей всего 13-ю картинами Щедрина). 4) Аполлон Федосьевич Щедрин, брат предыдущего, архитектор, воспитывался в Академии Художеств с 1809 г., во время прохождения в ней курса был награжден от нее тремя серебряными медалями и выпущен из нее в 1818 г. со званием художника XIV класса и малой золотой медалью, полученною за составленный по программе ""Проект ярмарки с принадлежащими к ней постройками"". Вскоре после того поступил на службу при академии помощником архитектора ее зданий, а через несколько лет занял в ней должность преподавателя теории строительного искусства. Исполнял эту должность до самой своей смерти, последовавшей в 1848 г., будучи за усердие, выказанное в занятиях с учениками и за основательное знакомство с преподаваемым предметом награжден титулом профессора в 1833 г. и званием академика в 1837 г.
|