Щоголев (Яков Иванович) - малорусский поэт. Родился в 1824 г. в городе Ахтырке Харьковской губернии; учился сначала в харьковской народной школе, затем в харьковской 1-й гимназии и Харьковском университете, где товарищами его были Н.Ф. Щербина и Н.И. Костомаров . По окончании курса Щоголев служил сначала по ведомству государственного имуществ, затем секретарем харьковской городской управы; скопив небольшое состояние, он в 1871 г. вышел в отставку и вел замкнутую жизнь, уделяя часть времени на составление малорусских стихов. Скончался Щоголев в Харькове 28 мая 1898 г. Щоголев писал исключительно стихи, начиная с 4-го класса гимназии, под руководством учителя Иноземцева (брата знаменитого врача). С половины сороковых годов, под влиянием частью сурового отзыва Белинского, частью увлечения службой, Щоголев надолго совсем оставил поэзию и возвратился к ней лишь в 1876 г., в преклонном уже возрасте. В молодости Щоголев писал русские и малорусские стихотворения (напечатанные в ""Молодике"" Бецкого), в старости - исключительно малорусские. Литературное значение Щоголева как поэта всецело покоится на двух его сборниках: ""Ворскло"" (Харьков, 1883) и ""Слобожанщина"" (Харьков, 1898). В первом сборнике 75 стихов, во втором - 103; кроме того, несколько стихотворений было помещено в галицко-русских изданиях. Общий характер поэзии Щоголева - мрачный, пессимистический. Коренной и типичный малоросс, по наружности, складу ума и характера, Щоголев хорошо знал малорусский язык, любил свою ""ахтырщину""; вместе с тем это был человек крайне консервативных убеждений. Украинофил и малорусский писатель в нем соединялись с читателем и почитателем ""Московских Ведомостей"". Человек очень религиозный, большой любитель музыки, Щоголев относился враждебно к науке, к знанию вообще, к идее прогресса в особенности. Все эти черты, вместе с следами старости и болезней, отразились в его стихотворениях. Главный их недостаток - наклонность к поучению, дидактический характер. Многие весьма хорошие стихотворения испорчены заключительными - морализациями. В обоих сборниках есть, однако, отличные произведения, например ""У поли"", ""Квитка"", ""Бурлаки"", ""Хата"", ""Пожега"", ""Весна"", ""Запорожец"", ""Черевички"", ""Вечир"", ""Косари"", ""Мирошник"" (в ""Ворскло""), ""Зимний ранок"", ""Хортыця"", ""Травень"", ""Климентовы млыны"", ""Барвинкова Стинка"", ""Нич"", ""В диброви"", ""Зимний шлях"", ""Субботы святого Дмытра"", ""Бабусина казка"" (в ""Слобожанщине""). По выразительности поэтического стиля и внешней красоте языка, Щоголев напоминает Аполлона Майкова , но без его разнообразия. Щоголев любит останавливаться на народных поверьях, преданиях, песнях и сказках. Лучшие его стихотворения внушены ему любовью к родине, вынесенной из молодых лет. В общем перевес берет мрачное настроение. Над обоими сборниками, в особенности над ""Слобожанщиной"", вышедшей из типографии накануне похорон поэта, носится грозный призрак смерти. На многих стихотворениях лежит отпечаток потери жизненных идеалов. Обратившись к поэзии в старости, после тяжелых семейных потерь, Щоголев излил в стихотворениях свои душевные горести. Одно из самых сильных и в то же время наиболее мрачных стихотворений этого рода - ""Субботы святого Дмытра"", ряд величественных картин шествия теней умерших, с повторением в виде припева обращения к милосердию Божию. Из этого и других позднейших стихотворений Щоголева видно, что поэт в конце своей жизни сохранил одно только религиозное упование. См. ""Очерки истории украинской литературы"", профессора Н.И. Петрова (указана литература) и ""Южный Край"", 1894, № 4602; 1898, № 5969 (указана литература) и 1900, № 6819. Н. Сумцов.
|