Эдельсон (Евгений Николаевич, 1824 - 1868) - известный критик, уроженец Рязани. Окончил курс в Московском университете на физико-математическом факультете. Это было время гегельянства, и Эдельсон, увлеченный идеями германского философа, оставил занятия естественными науками и обратился к литературе. Примкнув в 1848 г. к ""молодой редакции"" ""Москвитянина"" (XIX, 947), он принимал деятельное участие в этом кружке и поместил в журнале Погодина много критических отзывов, большей частью анонимных или под псевдонимом E. Curiosa (""О современном состоянии и значении у нас эстетической критики"" и прочее); писал также в ""Московских Ведомостях"". По прекращении ""Москвитянина"", Эдельсон, оставаясь в Москве, посылал статьи о театре и живописи и критические этюды в ""Библиотеку для Чтения"". В это время он обратил на себя внимание переводом сочинения Лессинга ""Лаокоон, или О границах живописи и поэзии"" (М., 1859). Переехав в 1863 г. в Санкт-Петербург, сделался одним из членов редакции ""Библиотеки для Чтения"", издававшейся П.Д. Боборыкиным , где напечатал целый ряд статей, о сочинениях Бокля, Шпильгагена, Писемского , Островского , Майкова , Щедрина , Успенского , Ушинского и прочих. По прекращении этого журнала участвовал в ""Отечественных Записках"", где поместил статью об исследовании Сеченова : ""Рефлексы головного мозга"", возражая против мысли об автоматизме душевных движений. Как критик, Эдельсон ратовал за теорию ""искусства для искусства"". Кроме ""Лаокоона"", он издал отдельно: ""Щедрин и новейшая сатирическая литература"" (М., 1859; первая попытка у нас дать исторический очерк русской сатиры) и ""О значении искусства в цивилизации"" (СПб., 1867). Его обзоры иностранной журналистики печатались в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"". В 1867 г. он участвовал деятельно во ""Всемирном Труде"". П. В. Б.
|