Южаков (Сергей Николаевич) - выдающийся современный публицист, родился в 1849 г. в семье генерала от кавалерии, учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета, который по болезни оставил до окончания курса; на литературное поприще выступил в 1868 г. в ""Одесском Вестнике""; с 1872 г. сотрудничал в ""Знании"", в 1876 - 1879 годы был товарищем редактора ""Одесского Вестника""; с 1879 по 1882 гг. находился в ссылке в Сибири, откуда посылал статьи в ""Русские ведомости"" и ""Отечественные Записки""; в 1882 - 1884 годах постоянный сотрудник ""Отечественных Записок""; тогда же помещал статьи в ""Деле"", ""Вестнике Европы"" и ""Одесском Листке""; в 1884 - 1885 годах сотрудничал в ""Русской Мысли""; в 1885 - 89 годах был членом редакции ""Северного Вестника"", в 1893 - 1898 гг. членом редакции ""Русского Богатства"", в котором поныне ведет отдел иностранной политики. С 1898 г. Южаков состоит главным редактором ""Большой Энциклопедии"". Отдельно изданы следующие сочинения Южакова: ""Доброволец Петербург"" (1894); ""Англо-русская распря"" (1885); ""Афганистан"" (1885); ""М.М. Сперанский"" (1891); ""Ж.-Ж. Руссо"" (1893); ""Любовь и счастье в произведениях Пушкина"" (Одесса, 1895); ""Статистическое описание крестьянского хозяйства Ямбургского уезда"" (1886). Основы своего широко гуманного миросозерцания Южаков изложил в ""Социологических этюдах"". Примыкая к субъективной школе социологии, которую он считает специфически ""русской социологической школой"", Южаков указывает, что в социальном процессе, наряду с биологическими факторами, действуют и факторы этические, которые, с успехом цивилизации, берут перевес над первыми и подчиняют их себе. ""Социальный прогресс, - говорит Южаков, - представляется процессом уравновешения внутренних и внешних отношений жизни и среды: в этом прогрессе жизнь, приспособляясь к среде, в свою очередь приспосабливает среду к своим потребностям, создавая особую среду - социальную культуру"". Благодаря этому новому фактору борьба за существование перестает быть всерешающим фактором и проявляется тенденция к совершенному искоренению этой борьбы, которая человеком сколько-нибудь развитым, признается явлением безнравственным. Борьба между людьми сменяется борьбой людей, объединенных солидарностью, с природой, что ведет к тенденции ""уравновесить размножение населения умножением средств"".
|