Юрьевич (Иван Иванович) - писатель. Родился в 1788 г.; окончил курс армейской семинарии (""Армейской семинарией"" называлось существовавшее в Санкт-Петербурге в первой половине XIX столетия учебное заведение с обычным курсом духовных семинарий, в котором обучались сыновья лиц военного духовенства); в 1813 г. был определен в ту же семинарию учителем истории, географии, арифметики и нотного пения; уволясь из духовного звания, служил в военном министерстве, на монетном дворе, в департаменте горных и соляных дел и в морском министерстве; преподавал русскую словесность в военно-учебных заведениях. Год смерти его неизвестен. Написал ""Краткое начертание метафизики"" (СПб., 1824) и ""Пневматология, или О существах чувствующих и мыслящих"" (СПб., 1825). В книгах Юрьевича не встречается ни одной ссылки на произведения философов и, кроме Аристотеля, Декарта, Лейбница и Вольфа, никаких упоминаний о философах. Отсюда, однако, нельзя заключить, что сочинение Юрьевича представляются самостоятельным; напротив, оно в точности воспроизводит идеи Вольфа или какого-либо ученика и, по всей вероятности, составлено по курсам философии, слышанным в семинарии. Во второй части - опытной психологии - встречаются, впрочем, и самостоятельные, но весьма мало ценные наблюдения. В метафизике, которую Юрьевич определяет как часть умозрительной философии, рассуждающую ""о главнейших истинах, познаваемых рассуждением"", мы имеем дело с ""сущим или существом вообще"", которое бывает телесным или бестелесным, миром и Богом; в этом нетрудно узнать Вольфово деление на онтологию, пневматологию, космологию и теологию. Юрьевич дал только очерк первых двух частей метафизики. В онтологии он рассматривает ""принадлежности"" вещей вообще, принадлежности вещей относительно их сущности (единство, подлинность, совершенство, определенность), общие принадлежности бытия (пространство, время, производство), принадлежности вещей относительные (тождество и различие, союз и зависимость, причина действующая, вещественная, конечная, образовательная). Книга заканчивается замечаниями о порядке, о существе необходимом и случайном, простом и сложном, конечном и бесконечном. Никакого реального знания в этом сочинении, которое, по всей вероятности, служило руководством в артиллерийском училище, нет; знание и определения - чисто словесные. На странице 23 мы встречаемся с любопытной полемикой с Кантом, который, впрочем, не назван по имени. Юрьевич делает два возражения против учения о том, что пространство и время суть формы чувствования: 1) ""сии формы чувствования, будучи основаны единственно на его свойстве, одинаковым бы образом приличествовали без разбора всем ощущаемым предметам"". 2) ""Будучи приданы единожды к какому-либо предмету, в известном разуме, не изменялись бы, и не переменяли бы своего к нему отношения. Но время настоящее беспрестанно делается прошедшим, а отношение всех предметов к нам и между собой, яко вне нас и вне себя находящихся, или пространство, беспрестанно также изменяется. И потому оные не столько суть формы нашего чувствования, сколько формы бытия чувствуемых вещей; и мы потолику и таким образом, относительно к предметам, их представляем, поколику, и таким образом, бытие последних для нас ощутительно бывает"". Оба возражения не выдерживают критики. В опытной психологии подробно описаны страсти, которые Юрьевич делит на два класса: 1) чувствования приятности и неприятности и 2) сильнейшие желания; к первому классу Юрьевич относит радость и печаль, восторг и ужас, надежду и страх, величавость и стыд, самодовольность и раскаяние; ко второму - любовь и ненависть, сожаление и злорадование, признательность и гнев, благодарность и мщение, соревнование, зависть и ревнивость. Кроме страстей, Юрьевич рассматривает и наклонности, ""постоянно на некоторых людях действующие"", как-то: ""сластолюбие или склонность к веселостям, корыстолюбие, честолюбие"". Особенно подробно описано корыстолюбие. Э. Радлов.
|