Электронные Толковые Словари
Реклама

Биографический словарь
"Яковлев Алексей Семенович"

/ Главная / Биографический словарь / буква Я / Яковлев Алексей Семенович
Биографический словарь

Яковлев (Алексей Семенович) - трагический актер, сын костромского купца. Родился в 1773 г.; рано осиротел и, получив самое ничтожное образование, на 13-м году посажен в лавку сидельцем. Постоянно перечитывал и заучивал наизусть стихотворения Ломоносова , Державина и других поэтов и, с жаром декламируя их вслух, он вскоре и сам начал сочинять стихи духовного и лирического содержания. Страстно увлекался и театром; сочинил драматический этюд ""Отчаянный любовник"". И.А. Дмитриевский уговорил Яковлева поступить на сцену и сам подготовил его к дебютам. Яковлев выступил 1 июня 1794 г. в роли Оскольда в трагедии Сумарокова ""Семира"" и очень скоро сделался любимцем публики, которая особенно восхищалась его богатырской фигурой и звучным голосом. Мало образованному молодому человеку немудрено было потерять голову от триумфов, так легко ему доставшихся, и увериться в собственной гениальности; к этому вскоре присоединился загул в компании поклонников его таланта. Эта несчастная страсть не только отразилась на творчестве Яковлева, но исказила его характер, сделав его неудержимо заносчивым и грубым. Биографы указывают, что одной из главных причин загула Яковлева была неудачная любовь. Несмотря на неблагоприятные условия, самородная сила таланта Яковлева была так велика, что прежде чем сломиться и погибнуть, он дал высокие образцы сценического творчества, о которых современники долго вспоминали с восторгом. Его игра отличалась лиризмом и проблесками гениального вдохновения. В ролях, сродных его собственному внутреннему миру, он являлся представителем трагизма художественно-реального. Это ""новое слово"" среди условностей современной ему сцены и составляет историческую заслугу Яковлева. Способствовало успехам и славе Яковлева появление на сцене, почти одновременно с ним, блестящей трагической актрисы Екатерины Семеновны Семеновой . Присутствию в труппе этих двух выдающихся трагических сил русский театр был обязан значительным расширением своего репертуара, обогатившегося переводами всех выдающихся трагедий Расина, Корнеля, Вольтера и других корифеев XVII и XVIII веков. Еще более ценным для истории театра событием было появление Озерова , трагедии которого доставили Яковлеву самые громкие успехи. Яковлев, впрочем, умел быть простым и художественно-высоким и в ""мещанской драме"" (Коцебу и другие). Эпохой полного расцвета его таланта было время с 1804 по 1811 годы, когда он являлся несравненным исполнителем Эдипа, Фингала, Дмитрия Донского, Агамемнона (в ""Поликсене"" Озерова), Орозмана, Магомета (в трагедии Вольтера) и Иодая (в ""Аталии"" Расина). Яковлев умер в 1817 г. и похоронен на Волковском кладбище. На памятнике над его могилой вырезана надпись: ""Завистников имел, соперников не знал"". См. ""Сочинения Алексея Яковлева, придворного российского актера"" (СПб., 1827); биография - Р. Зотова ""Пантеон"" (1842, V), А.Н. Сиротининина - ""Русский Архив"" (1889, VII), Е.С. Некрасовой - ""Артист"" (1892, XII), И.Ф. Горбунова - ""Русский Вестник"" (1892, IX); Д.Д. Коровякова - ""Ежегодник Императорских Театров 1893 - 94"" (приложение книги I); ""Воспоминания С.Т. Аксакова"".





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru