Ясинский (Феликс Станиславович, 1856 - 1899) - русский инженер; образование получил во 2-й варшавской классической гимназии (1872) и в институте инженеров путей сообщения (1877). В 1878 г. поступил на службу в главное общество российских железных дорог, на Варшавскую дорогу, где занимал различные должности и между прочим состоял начальником санкт-петербургской дистанции. С 1880 по 1888 г. Ясинский занимал также должность виленского городского инженера, причем работы его много способствовали благоустройству города. Главнейшие его работы в городе Вильно - регулирование и укрепление берегов реки Вилейки, водоснабжение и канализация части города, постройка Зареченского и Поплавского мостов. Из работ Ясинского в должности начальника санкт-петербургской дистанции отметим: перестройку железного моста через реку Ижору, устройство электрического освещения на станции Гатчино и постройка гатчинского навеса по системе трехшарнирных арок, впервые примененных в России. В 1890 г. Ясинский перешел на Николаевскую железную дорогу начальником технического отдела, а затем с 1892 г. помощником главного инженера (в 1894 г. переименован помощником начальника службы пути и зданий). Под руководством Ясинского был составлен ряд проектов по разным отраслям инженерного дела, а именно: расширение паровозных мастерских на Александровском заводе с устройством железных стропил по уравновешенной системе, предложенной Ясинским и получивший ныне значительное распространение в России, новые мастерские для пассажирских и товарных вагонов с устройствами пилообразных стропил по новой системе, принадлежащей Ясинскому, водоснабжение этого завода. Многие из этих сооружений были описаны в ""Известиях собраний инженеров путей сообщения"", где в 1893 г. напечатана статья Ясинского ""Применение уравновешенных ферм к железным стропилам"" (издано и отдельно, СПб., 1893). Ясинский принимал живое участие в составлении ""Очерка эксплуатации Николаевской железной дороги главным обществом российских железных дорог"", в котором ему принадлежит значительная часть статей. Ясинский состоял с 1892 г. редактором ""Известий собрания инженеров путей сообщения"", в которых был помещен ряд его статей: ""Опыт развития теории продольного изгиба"" (1892 и отдельно, СПб., 1893); ""Заметка о рельсовых стыках на мостах в связи с вопросом о вертикальных колебаниях ферм"" (1893); ""К вопросу о сопротивлении решетчатых ферм выпучиванию"" (1893); ""Влияние торможения поездов на прочность проезжей части железных мостов"" (1894); ""К вопросу о разложении сложных статически определимых ферм на простые системы"" (1898); ""Опыт общей теории равновесия сооружений"" (1899). В 1894 г. Ясинский за сочинение ""О сопротивлении продольному изгибу"" (СПб., переведено на французский и польский языки) удостоен институтом путей сообщения императора Александра I звания адъюнкта. Ясинский занимал кафедры строительной механики в институте путей сообщения, горном институте и институте гражданских инженеров. В Сборнике института путей сообщения Ясинский напечатал ряд статей: ""Геометрическое доказательство теоремы Кориолиса"", ""Расчет шарнирного многоугольника с вершинами, скользящими по неподвижным прямым"" и другие. Оставшиеся литографированные записки по строительной механике и теория упругости изданы институтом путей сообщения после его смерти. Ср. ""Известия собрания инженеров путей сообщения"" (1899, некролог).
|