Электронные Толковые Словари
Реклама

Биографический словарь
"Бларамберг Павел Иванович"

/ Главная / Биографический словарь / буква Б / Бларамберг Павел Иванович
Биографический словарь

Бларамберг, Павел Иванович, - композитор и журналист. Родился 14 сентября 1841 г.; образование получил в СПб. Александровском лицее. Служил в Центральном статистическом комитете министерства внутренних дел, в изданиях которого и в записках русского географического общества печатались его статистические работы. Усердно занимался преподаванием в воскресных школах, вскоре закрытых, и организацией бесплатных народных читален, столь же недолговечных. Склонность к музыке обнаружилась у Бларамберга еще в детстве, но музыкальное образование он получил очень скудное; его учили только фортепианной игре, да и то плохо. Еще мальчиком 13 - 14 лет он задумал писать оперу, хотя еще ни одной оперы не слышал на сцене. В лицее он организовал из своих сотоварищей струнный оркестр и дирижировал им, перекладывая для него нетрудные симфонии и сонаты немецких классиков, а иногда исполняя и свои собственные опыты (между прочим, отрывки из оперы ""Ундина""). Несколько уроков начальной гармонии ему удалось взять у Герке ; дальше Бларамберг продолжал свои занятия один, без руководителя. Инструментовку Бларамберг изучал практически, посещая репетиции концертов, где подмечал характер отдельных инструментов и их совместную звучность, подолгу стоял среди военных хоров, наблюдая эффекты звучности медных инструментов. В конце 50-х годов Бларамберг познакомился с Балакиревым и его кружком; у Балакирева некоторое время учился фортепианной игре. Осенью 1869 г. он принял участие в 7-м международном статистическом конгрессе в Гааге, в качестве официального представителя России; в конце того же года участвовал в работах по однодневной переписи Петербурга. Выйдя в отставку, Бларамберг поселился на время за границей, где усиленно стал заниматься музыкой. До этого времени им было написано лишь несколько романсов и других мелких вещей, а из более крупных - только музыка к ""Воеводе"" Островского (1865 г.; увертюра, впоследствии утраченная, 5 антрактов, один из которых тоже утрачен, и несколько вокальных №). За два года пребывания в Брюсселе им написана большая кантата на сюжет Лермонтова ""Демон"" и половина первой его оперы ""Мария Тюдор"", в 1888 г. поставленной в московском Большом театре под названием ""Марии Бургундской"". Переехав в Москву, Бларамберг вскоре сделался одним из постоянных сотрудников ""Русских Ведомостей"", затем заведующим отделом иностранной политики, а по образовании товарищества ""Русских Ведомостей"" - одним из сотоварищей. В то же время он состоял профессором по классам формы и инструментовки в музыкально-драматическом училище филармонического общества. Позднейшие его произведения: комическая опера ""Скоморох"" (3 д., на сюжет Островского, ""Комик XVIII столетия""; представлено только одно первое действие в ученическом оперном спектакле филармонического общества: 22 марта 1887 г.); одноактная опера ""Девица-Русалка"" (исполнена на таком же спектакле 3 апреля 1888 г., впоследствии переделана и расширена); четырехактная опера ""Тушинцы"" (сюжет из драматической хроники Островского ""Тушино"", поставлена на сцене Большого театра 24 января 1895 г.; двухактная опера-идиллия ""Волна"" (исполнялись только отрывки в концертах); симфония для оркестра H-moll; (1886); симфоническая поэма ""Умирающий Гладиатор"" (1882), скерцо для оркестра H-moll; фантазия для пения соло, женского хора и оркестра ""Стрекозы"" (1879), музыкальная картина для мужского хора и оркестра ""На Волге"" (1880; хоры a capella премированы Императорским Русским Музыкальным Обществом), хоровые переложения русских народных песен (по записям Мельгунова ), много романсов. Этюд его ""Цензура и музыка"" напечатан в сборнике ""В защиту слова"" (1905). Не обладая особенно глубоким и ярким творческим дарованием, Бларамберг, благодаря своему вкусу, техническому умению и серьезному отношению к задачам искусства, оставил ряд произведений, которые могут быть отмечены в истории новой русской музыкальной школы. Связи с Балакиревским кружком отразились в этих произведениях народным стилем, свойственным всей новой русской музыкальной школе, как в области мелодии, так и в приемах технической обработки. В 1898 г. Бларамберг переехал на постоянное жительство в свое имение в Крыму. Умер в Ницце 15 марта 1907 г. См. о нем статью князя Б.А. Щетинина, ""Идеалист-шестидесятник"" (""Исторический Вестник"", 1907, № 6).





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru