Богданович, Ипполит Федорович, - известный поэт. Родился 23 декабря 1743 г. в м. Переволочне (Полтавской губернии). Еще в детстве Богданович, как сообщает он в своей автобиографии, выказал наклонность к ""чтению книг, рисованию, музыке и стихотворству, к которому особливо получил вкус чтением стихотворных сочинений Михаила Васильевича Ломоносова"". На одиннадцатом году он был отправлен в Москву для ""приказной службы"" и там записан в юстиц-коллегию юнкером. Президент коллегии позволил ему одновременно заниматься в математической школе при сенатской конторе. Хотя Богданович ""по успехам в математике считался между первыми отличнейшими учениками"", но его более влекло к поэзии и особенно к драматическому искусству. Однажды 15-летний Богданович явился с намерением поступить на сцену в бывшему в то время директором московского театра Хераскову ; по словам Карамзина , Херасков убедил юнкера в ""неприличности актерского звания для благородного человека"" и записал его слушателем университета, приютив его у себя в доме. Богданович выучился иностранным языкам и прошел ""правила языка и стихотворства"". В 1760 г. он стал печатать в выходившем при университете журнале ""Полезное увеселение"" свои первые пробы пера, которые были, даже по отзывам современников, ""далеки от совершенства"". В 1761 г., по окончании образования, Богданович был назначен надзирателем при университетских классах, с чином офицера, а через год переведен в комиссию торжественных приготовлений к коронованию Екатерины II , с поручением сочинять надписи для триумфальных ворот. В 1763 г., по ходатайству ""благодетельницы"", Е.Р. Дашковой , Богданович поступает переводчиком в штат графа П.И. Панина . Тогда же, при личном участии княгини, Богданович издает в течение полугода журнал ""Невинное упражнение"", где, кроме статей и мелких оригинальных стихотворений, поместил перевод поэмы ""На разрушение Лиссабона"" Вольтера, воспевал ""премудрую"" Екатерину за то, что ""век златой дала узреть"", и ""дедиковал"" графу Панину перевод (с французского) ""Малой войны, описанной майором в службе короля прусского"". В 1765 г., в бытность переводчиком иностранной коллегии в Петербурге, Богданович издает свою поэму ""Сугубое блаженство"", в трех песнях, посвященную наследнику Павлу Петровичу , и переводит трехактную комедию Вольтера ""Нанина, или Побежденное предрассуждение"". Время с 1766 по 1769 г. Богданович проводит в Дрездене, в качестве секретаря нашего посольства. В Петербурге, в течение наиболее продуктивного периода своего авторства (1769 - 1775), Богданович перевел разные статьи из французской энциклопедии, ""Сокращение из проекта о вечном мире"" (из Сен-Пьера), ""Историю о бывших переменах в Римской республике"" аббата Вертота, издал собрание своих оригинальных и переводных стихотворений под общим названием ""Лира"", ""имел главное смотрение"" за изданием ""СПб. Ведомостей"" и, наконец, по выражению Карамзина, ""положил на алтарь Граций"" свою ""Душеньку"", задуманную им еще в бытность за границей; некоторые места поэмы, несомненно, навеяны картинами дрезденской галереи. Успех поэмы был огромный. Еще до напечатания она распространилась в многочисленных списках. Сама императрица, по рассказу Карамзина, ""читала Душеньку с удовольствием и сказала о том сочинителю"". За нею и придворные ""старались изъявлять ему знаки своего уважения и твердили наизусть места, замеченные монархинею. Тогдашние стихотворцы писали эпистолы, оды, мадригалы в честь и славу творца Душеньки"". После ""Душеньки"" Богданович не сочинил ничего выдающегося даже по понятиям того времени. Между 1775 и 1790 годами Богданович, уже ""с небрежением, как будто бы нехотя, или в дремоте гения"", написал I часть ""Исторического изображения России"" (доведенного лишь до 1015 г.), ""Радость Душеньки, лирическую комедию, последуемую балетом"", драму ""Славяне"" небольшое количество мелких стихотворений, напечатанных в ""Собеседнике любителей Русского Слова"". Во исполнение воли императрицы, Богданович собрал и издал русские пословицы, переложив их в стихи, и сочинил 3 театральные пьески на тему им же придуманных поговорок. ""Венок Душеньки"", по выражению Карамзина, ""остался единственным на голове Богдановича"". В 1780 г. Богданович был назначен членом новоучрежденного государственного архива, а с 1788 г. состоял в нем председателем до выхода в 1795 г. отставку. В 1796 г. Богданович поселился в Сумах, где готовился вступить в брак, но вскоре, по невыясненной причине, был вынужден расстаться с своей невестой. В 1798 г. Богданович переехал в Курск, откуда пространной одой, бывшей уже лебединой его песнью, приветствовал вступление на престол Александра I . Умер Богданович 6 января 1803 г. Поставленный на могиле Богдановича в 1834 г. памятник, в виде статуи Психеи (""Душеньки""), в 1894 г. был возобновлен и перенесен в городской сквер. Смерть Богдановича произвела сильное впечатление на современное ему общество. Редакция ""Вестника Европы"" (1803, № 3) объявила конкурс на лучшую эпитафию Богдановичу. В посвященных его памяти стихах благодарные современники называли Богдановича любимцем муз и граций и даже ""гением"", ""так мило"" воспевшим Душеньку.
|