Борис (в крещении Роман) Владимирович - любимый сын великого князя Владимира . По начальной киевской летописи, рожден от болгарыни и при втором разделе земель получил в удел Ростов, которым до того владел Ярослав . Раньше, как видно из прибавлений к некоторым спискам летописей, бывших в руках у В.Н. Татищева , Борису был дан Муром. Второй раздел произошел около 994 - 996 годов. С этого времени до 1015 г. в летописях о Борисе нет никаких упоминаний. В 1015 г. заболел Владимир, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и Владимир посылает его с дружиной для отражения их. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на р. Альте. Здесь он узнал о смерти Владимира и о занятии великокняжеского стола Святополком . Дружина предложила ему идти на Киев и овладеть престолом. Но Борис не хотел нарушать родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружина Владимира покидает его, и он остается с одними своими отроками. Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, отправил Путшу и вышегородских бояр для убиения брата: симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником Святополка. Путша с товарищами ночью на 24 июля копьями пронзили Бориса и его слугу, родом венгра, именем Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Еще дышавшего Бориса убийцы завернули в шатерное полотно и повезли. Святополк, узнав, что он еще жив, послал двух варягов прикончить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия. Борис был известен своей любовью к церковному пению и молитве и пал жертвою уважения к родовым понятиям еще в цветущей юности (около 25 лет). Вскоре пал от рук убийц, подосланных тем же Святополком, и брат Бориса - Глеб . Его тело также было погребено Ярославом (уже в 1019 г.) в церкви св. Василия. Память обоих страдальцев осталась для России священною. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба, о победах, одержанных их именем и помощью, о паломничестве князей к их гробу и т. д. В 1071 г. церковь включила их в число святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба 2 мая, день перенесения их мощей в новую церковь, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде. В 1115 г. мощи вновь торжественно перенесены в построенную во имя Бориса и Глеба каменную церковь, в Вышгороде. Впоследствии в честь их возникло много церквей и обителей в разных городах России. Самый факт убиения служит для древних летописцев любимой темой для отдельных сказаний, из которых наидревнейшие и наиболее полные приписываются Нестору и черноризцу Иакову . ""Сказание о св. Борисе и Глебе"", по сильвестровскому списку, издано И.И. Срезневским , с предисловием издателя, в 1860 г. В летописи под 1175 г. упоминается о мече Бориса, принадлежавшем в то время Андрею Боголюбскому .
|