Брюллов, Карл Павлович - выдающийся художник (1799 - 1852), родился в Петербурге 12 декабря 1799 г. Брюллов с малых лет выказывал особенные способности к рисованию и получил первые уроки от отца. Десяти лет Карл был отдан в Академию Художеств и скоро стал удивлять всех своими успехами в рисовании, но был слаб в науках. Что касается искусств, то в этом отношении Брюллов во все время пребывания в Академии считался первым между сверстниками; его наставниками были А. Иванов (старший), А. Егоров и В. Шебуев . В 1821 г. Брюллов получил золотую медаль за картину ""Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского"" (находится в Академии Художеств) и, вместе с тем, право на отправку за границу на казенный счет. Но в том же году состоялось постановление, чтобы молодые художники были отправляемы за границу лишь спустя три года по окончании ими курса в Академии. Общество поощрения художников пришло на помощь Брюллову, постановив, не ожидая истечения трехлетнего срока, послать его на свой счет за границу, что и было сделано в 1822 г. По Высочайшему повелению он должен был изменить свою фамилию Брюлло на Брюллова. В то время русские художники проводили значительную часть своей жизни за границей обыкновенно в Риме. Бруни и Басин уже три года работали в Риме, когда прибыл туда Брюллов. Первое время своего пребывания в Италии Брюллов писал картины из римской жизни; между прочим, он написал две женские поясные фигуры, известные под названиями ""Утро"" и ""Полдень"", и скопировал для Петербургской Академии Художеств ""Афинскую школу"" Рафаэля. Популярное, огромное его произведение ""Последний день Помпеи"" было написано в промежуток времени 1830 - 33 годов по заказу А. Демидова . В Италии эта картина произвела большое впечатление. Потом она была выставлена в Париже, где ее приняли, хотя и с меньшим восторгом, но все же с большим одобрением. Гравер Жирар исполнил в Париже с картины Брюллова большую гравюру черной манерой с подправкою резцом. В Россию эта картина прибыла в 1834 г. и была прославлена художниками и публикой. Когда в 1836 г. Брюллов возвратился в Петербург, совершив из Италии путешествие через Грецию, Турцию и Малую Азию на юг России и оттуда в Москву, то его ожидала чрезвычайно почетная встреча в Академии. Впоследствии, когда наступила пора преобладания реализма в живописи, критика старалась унизить произведение Брюллова, не находя в нем ни исторических, ни даже характерных черт человеческих страстей, которые соответствовали бы событию; но пора этой второй крайности тоже миновала. ""Последний день Помпеи"" (Музей Александра III ), как и ""Медный змий"" Бруни составили эпоху в русской живописи. Картина Брюллова получила широкую известность благодаря большой гравюре, о которой было упомянуто выше. В Казанском соборе находится большой запрестольный образ работы Брюллова ""Взятие Божией Матери на небо"", рядом с нею ""Покров Божией Матери"" - Бруни и ""Введение Богородицы во храм"" - Басина. В Сергиевской пустыни (близ Петербурга) - ""Святая Троица"". Кроме того, Брюллов написал несколько образов для церкви на Аптекарском острове, ""Спаситель во гробе"" (в домовой церкви графа Адлерберга). Большие работы религиозной живописи в Исаакиевском соборе, порученные Брюллову в 1842 г., а именно - плафон, двенадцать фигур апостолов в подкупольной башне и еще четыре картины, были сочинены и нарисованы Брюлловым в виде картонов, но по болезни его были написаны Басиным. Только живопись плафона была начата Брюлловым; эта огромная картина в 1600 кв. аршин (около 800 кв. м), тоже оконченная Басиным, изображает молящуюся Богоматерь, окруженную святым Иоанном Крестителем и святым Иоанном Богословом и сонмом святых, соименных членам Императорской фамилии. По исторической живописи Брюллов, кроме ""Последнего дня Помпеи"", написал еще ""Смерть Инесы де Кастро"" и ""Осаду Пскова"" (оставшуюся только начатою); обе картины находятся в Музее Александра III. Он сделал также эскиз картины ""Нашествие Гензериха на Рим"". Из других произведений Брюллова упомянем портреты: князя А. Голицына в рост (находится в Румянцевском Музее), Н.В. Кукольника (Третьяковская галерея), сестер Шишмаревых (Музей Александра III), автора и барона Меллер (там же) и другие. Брюллов писал не только масляными красками, но был и отличным акварелистом. Болезнь заставила Брюллова в 1849 г. отправиться для лечения на остров Мадеру. Пребывание на этом острове восстановило было его силы, но с приездом в Италию он опять почувствовал себя худо и 12 июня 1852 г. умер в местечке Марчиано, близ Рима. Он похоронен на кладбище Монте-Тестаччио в Риме. Брюллов особенно близок был к писателю Н. Кукольнику, композитору М. Глинке и актеру В. Самойлову. В числе учеников Брюллова некоторые получили впоследствии известность: Федотов - жанрист-сатирик; Петровский, умерший почти в начале своего художественного поприща; Моллер - автор картин ""Поцелуй"" и ""Проповедь Иоанна на острове Патмосе""; Михайлов (""Девушка ставит свечу перед образом""); Капков (""Вдовушка"" и ""Татьяна, читающая свое письмо к Онегину"") и Шевченко . Брюллов имел огромное влияние на целое поколение художников. Особенно хорош он как рисовальщик, но и картины его, а особенно портреты также замечательны, несмотря на некоторую пестроту красок. О Брюллове до сих пор не было написано отдельного серьезного исследования, и только А.И. Сомов в 1876 г. издал брошюру, посвященную ему.
|