Аблесимов, Александр Онисимович, сатирик и популярный драматург второй половины XVIII века. Родился в 1742 году, происходил из бедной дворянской семьи, Галичского уезда, Костромской губернии. Образование А. получил элементарное, не выучившись ни одному иностранному языку. В 1758 году А. поступил на военную службу, которую покинул в чине прапорщика в 1766 году, определившись в комиссию по составлению проекта нового уложения. В 1770 году А. вновь поступил на военную службу и был в походе в Грузии, Имеретии и Мингрелии. В 1772 году А. снова оставляет военную службу с чином капитана и поступает экзекутором в московскую управу благочиния. Умер А. в 1783 году в большой бедности. Литературные наклонности проявились у А. благодаря влиянию Сумарокова , которому он переписывал сочинения. На литературное поприще А. выступил впервые в 1759 году в издаваемом Сумароковым журнале ""Трудолюбивая Пчела"" элегией: ""Сокрылися мои дражайшие утехи"". Поместив в этом журнале еще несколько мелких эпиграмм, А. долго не появлялся в печати. Только в 1769 году он выпустил собрание басен, назвав их ""Сказками"" и посвятив гр. А.П. Шувалову . В ""Сказках"" в сильной степени обнаруживается влияние Сумарокова. В 1769 - 70 годах А. сотрудничал в ""Трутне"" Новикова , где поместил несколько сатирических произведений - ""Былей"", без подписи или же под псевдонимом Азазес Азазесов. В 1769 году А. написал комедию в пяти действиях: ""Подьяческая пирушка"". Комедию, вследствие интриг писателя В.И. Лукина , постигла неудача: ее не удалось ни поставить на сцене, ни напечатать, она так и осталась ненапечатанной, и рукопись ее потеряна. До конца 70-х годов А. знали только небольшие литературные круги. В 1779 году А. сразу делается чрезвычайно популярным в самых широких слоях общества. Эту известность дала А. комическая опера - ""Мельник, колдун, обманщик и сват"", поставленная первый раз на сцене в Москве, 20 января 1779 года; музыка была составлена из русских песен Соколовским. ""Мельник"" имел громадный успех, постоянно ставился в Москве и Петербурге и не сходил с русской сцены до 30-х годов XIX столетия. Напечатанный впервые в Москве, в 1782 году, ""Мельник"" появился в 1783 году в ""Росс. Феатре"" и выдержал много изданий (последнее - М., 1890, и СПб., 1900). Ободренный успехом ""Мельника"", А. вслед за ним написал еще две комические оперы: ""Счастье по жребию"" (М., 1780) и ""Поход с непременных квартир"". Первая несоизмеримо слабее ""Мельника"", второй рукопись утрачена. ""Счастье по жребию"" не имело никакого успеха, и его не удалось поставить на сцене. ""Поход с непременных квартир"" был поставлен на сцене, и, по свидетельству ""Драматического Словаря"" 1787 года, пьеса ""была довольно хорошо принята публикой; сочинитель показал в оной пьесе подробно все солдатские нужды, как искусившийся в сей части"". В 1780 году А. выступил с аллегорическим диалогом ""Странники"", написанным для открытия Петровского театра в Москве. В 1781 году А., при содействии Новикова, стал издавать маленький сатирический еженедельный журнал - ""Рассказчик забавных басен, служащих к чтению в скучное время или когда кому делать нечего"". А. потратил массу энергии на журнал, заполняя его почти одними своими произведениями. ""Рассказчик"" успеха не имел и должен был прекратиться, просуществовав всего один год. А. - по преимуществу сатирик, но довольно крупной его заслугой является только ""Мельник"", где меньше всего сатирического элемента. В сатире А. нет захвата, силы; дальше обличения мелких общественных пороков он не шел, общественных язв только вскользь коснулся, хотя по своим воззрениям он должен быть причислен к передовым представителям тогдашней интеллигенции. Иногда довольно остроумная, сатира А. широкого общественного значения не имела. Первые сатирические произведения А. - ""Сказки"" и ""Были"" - по своему достоинству выше последующих. Не обладая большим литературным талантом, А. обладал самостоятельностью. Благодаря этому, начав литературную деятельность в тисках ложно-классицизма, А. уже в первых своих произведениях проявил элементы народности и реализма. Тяготение к жизни, народности и реализму особенно ярко вылилось в ""Мельнике"": здесь изображен крестьянский быт, народные нравы, введен народный язык, много места уделено народной песне. В ""Мельнике"", однако, много и подражательности. Многие исследователи отрицают влияние иностранных образцов на ""Мельника"" на том основании, что А. не знал иностранных языков; но, несомненно, на этом произведении сказывается довольно ярко влияние французской комической оперы. А.Н. Веселовский указывает сходство в общем замысле ""Мельника"" с ""Le Devin du village"" Руссо, замечая, что А. мог быть знаком с этой пьесой в чьей-либо передаче. Русские подражания французским комическим операм уже были у нас до появления ""Мельника"". Французская комическая опера рисовала народ и народную жизнь в сильно разукрашенном виде. То же самое нужно сказать и о русской комической опере, не исключая и ""Мельника"". Тем не менее, комические оперы нанесли серьезный удар ложно-классицизму, и в этом видную роль сыграл ""Мельник"", вместе с ""Деревенским праздником"" В. Майкова , ""Несчастьем от кареты"" и ""Сбитеньщиком"" Княжнина , ""Анютой"" Попова , ""Розальтом и Любимой"" Николева и др. Сочинения А. изданы Смирдиным в 1849 году в одной книге с сочинениями Кострова . Это издание неполно и небрежно. В полном виде стихотворения А. напечатаны С.А. Венгеровым в первом томе его ""Русской Поэзии"" (СПб., 1879) с ценными статьями и примечаниями. Полный список литературы об А. дан также С.А. Венгеровым в первом томе его ""Источников словаря русских писателей"" (СПб., 1900). - Ср. А. Богумил, ""Начальный период народничества в русской художественной литературе"" (Киев, 1907). А.Г. Фомин.
|