Валуев, Дмитрий Александрович - один из видных представителей славянофильской школы (1820 - 45). Окончил курс в Московском университете, к которому готовился под руководством Шевырева . В 1842 г. началась его кипучая деятельность на литературном поприще. Несмотря на молодость, он сразу занял видное место в кружке братьев Киреевских , Хомякова , Ю.Ф. Самарина , Константина и Ивана Аксаковых и первый приступил к систематическому проведению в литературе воззрений славянофильской школы. Убежденный, что лишь русский народ представляет истинное выражение христианских начал общества и государства, Валуев полагал, что первые шаги на пути освобождения от подчинения Западу должны заключаться в изучении истории русского народа. С лихорадочной поспешностью он начал собирать нетронутые дотоле источники этой истории, вместе с своими дядями, тремя Языковыми и Хомяковым. В Симбирской губернии он рылся в дворянских и правительственных архивах, искал старинных актов у лиц духовных, у купцов, у подьячих. В результате явился ""Симбирский Сборник"" (М., 1845). Между прочим здесь напечатана одна разрядная книга, к которой Валуев, в качестве введения, написал исследование о местничестве, вышедшее впоследствии и отдельным изданием и до сих пор остающееся одной из лучших работ по этому вопросу. Затем Валуев предпринимает издание ""Сборника исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных"" (М., 1845), который он первоначально хотел назвать ""Славянским"". Это был первым в России опытом серьезного изучения славянского мира. Наряду с переводными статьями по истории славянства мы находим здесь оригинальные статьи Хомякова, Попова, Грановского , Снегирева и Соловьева ; но главный интерес ""Сборника"" заключается в статьях самого Валуева о городах немецких и славянских, о славянском и православном населении в Австрии, о христианстве в Ирландии и в Абиссинии, особенно же в предисловии, написанном Валуевым и явившемся плодом долгих бесед и совещаний с Киреевскими и Хомяковым. Это предисловие - как бы программа всей последующей деятельности славянофильской школы; написанное с юношеским увлечением, оно сохранило свое значение и в настоящее время. Еще в 1890 г. один из корифеев школы, желая изложить ее мировоззрение, не нашел ничего лучшего, как привести это предисловие почти целиком (статья В.И. Ламанского в ""Живой Старине"", 1890, выпуск II, стр. 218 - 233). Третьим литературным предприятием В. было издание ""Библиотеки для воспитания"", к чему побудило его знакомство с А.П. Зонтаг . Журнал этот издавался с 1843 г. при участии многих профессоров Московского университета и других ученых и литераторов. Летом 1843 г. для поправления здоровья уехал за границу. В Париже, в Лондоне он собирал материалы для своих сочинений об ирландской церкви, об Абиссинии; из Праги вывез много редких книг и рукописей, относящихся к чешской истории; в Англии входил в сношения с людьми, сочувствовавшими одушевлявшей его мысли о соединении церквей. После возвращения в Москву болезнь его усилилась; он решил снова ехать за границу, на юг Франции, но умер в пути, в Новгороде. - Ср. С. Шевырев ""Биография Д.А. Валуева"" (Москва, 1846; из ""Московских Ведомостей""); Барсуков ""Жизнь и труды М. П. Погодина"".
|