Электронные Толковые Словари
Реклама

Биографический словарь
"Василий Петрович Негош"

/ Главная / Биографический словарь / буква В / Василий Петрович Негош
Биографический словарь

Василий Петрович Негош - владыка Черногорский, писатель, автор первой печатной ""Истории сербского народа"" (1709 - 1766). Племянник владыки Даниила и помощник митрополита Саввы Петровича, Василий Петрович как будущий владыка Черной Горы получил сравнительно хорошее образование. В 1750 г. посвящен в номинальные архиереи ""скендерийской и приморской епархии"", в ""экзарха святейшего трона сербского""; в России именовал себя ""митрополитом"" несуществующих епархий и представлял подложную грамоту. Искал милостей у австрийского двора, ссылаясь на прежние заслуги черногорцев пред Австрией и на готовность их во всякое время служить Марии-Терезии с оружием в руках. После неудачи этих исканий отправился в Россию с теми же целями и через два года вернулся в Австрию. В Вене ему предложили поскорее выехать из пределов Австрии под угрозой высылки. Еще три раза он ездил в Россию, где и умер. Интриган и авантюрист, он тратил на себя деньги, которые получал в России для черногорских церквей. Краткую историю Черногории Василий написал и послал в Россию в 1746 г., но она не была напечатана. ""История о Черной горы"" (sic!) вышла в Москве на славянском языке с массой русизмов (1754) и имеет в виду, главным образом, сношения Черногории с Россией. Проникнутая тенденцией, что ""северный брат"" обязан всячески помогать единоплеменным, она должна была служить своего рода докладной запиской, приложением к ходатайствам автора пред власть имущими о денежной помощи. За топографическим и географическим описанием черногорских земель идет исторический очерк, в первой части доведенный до 1711 г., с экскурсами в области древней политической истории сербского народа. История Бальшичей и Черноевичей следует за описанием Косовской битвы. В приложении ко второй части даны список сербских архиереев в Турции и Австрии до 1750 г., статья о Дубровнике и названии Черной Горы. Располагая сравнительно богатыми источниками, но не имея критического чутья, Василий рисует Черногорию необыкновенно большой и богатой страной, все преувеличивает, превращая села в города, населяя страну ""дворянами"", говоря о существовании в ней даже золотых приисков и соляных копей. С московского (у Сопикова под № 4927 неверно указан СПб.) издания 1754 г. ""История Черной Горы"" перепечатана Иов. Суботичем в ""Сербски Летопис"" (книга 68, 1845), О. Бодянским в ""Чтениях общества истории и древностей"" (1860, т. II); сербский перевод помещен в приложении к книге М. Драговича (см. ниже). Существуют два французских перевода ""Истории"" в журналах (1837 и 1862). До начала второй половины XIX века книга Василия считалась очень авторитетной, вероятно, - благодаря титулу автора, но влияния на последующие исторические труды не оказала, в силу своей тенденциозности и слабой литературности. Василию принадлежат еще автобиографические записки, относящиеся к началу 50-х годов. - См.: Драгович ""Митрополит Черногорский Василий и его сношения с Россией"" (""Христианские Чтения"", 1881, № 11, 12); его же ""Митр. Црногорски В., или Историа Црне Горе од 1750 до 1766"" (Цетинье, 1884); Руварац ""Василий владика Црногорски"" (""Споменик"", XXXIII, 1898, 23 - 36, 46 - 47 и документы 39 - 45); Томиh ""О Историjи Црне Горе црногорскога митрополита В."" (""Годишница"", 1909); Каманин ""Письмо черногорского владыки Василия 1757 г."" (""Чтения Общества Нестора Летописца"", XVIII, 1904, II, 45 - 47, и ""Изборник Киевский"", Киев, 1904). А. Яц.





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru