Васильев (Василий Павлович) - ученый синолог. Сын мелкого чиновника, Василий Павлович родился в Нижнем Новгороде, в 1818 году. В уездное училище он был отдан 6 лет, и окончил здесь курс в первый раз 9 лет, после чего был определен в нижегородский уездный суд на должность копииста; но после указа 1827 г., которым дозволялось зачислять на государственную службу молодых людей не ранее 14-летнего возраста, отец Василия Павловича снова определил его в третий класс уездного училища, из которого в 1828 г. Василий Павлович переведен в гимназию. В Казанский университет Василий Павлович поступил в 1834 г. и слушал здесь лекции по отделу восточных языков историко-филологического факультета, где и кончил курс в 1837 г. Вслед за сим Василию Павловичу было предложено отправиться в Пекин вместе с русской духовной миссией, для изучения тибетского, санскритского и китайского языков. Приняв это предложение, Василий Павлович два года посвятил на специальное подготовление себя к предстоящей поездке и в то же время занялся изучением буддизма по монгольским источникам. Результатом этих его занятий была первая, не изданная в печати, ученая работа, озаглавленная ""Дух Алтан-гэрэл'а"" и заключавшая в себе подробный разбор основ буддийской философии. Рассуждение это доставило Василию Павловичу степень магистра восточной словесности. В 1840 г. Василий Павлович отправился в Пекин и прожил там безвыездно больше девяти лет, посвящая все свое время изучению языков китайского, тибетского, санскритского, монгольского и маньчжурского. Научные занятия Василия Павловича при этом должны были раздробляться на изучение литератур самых разнообразных и притом совершенно новых для тогдашней Европы. В своей ученой деятельности Василий Павлович коснулся разных отделов знаний о Востоке. На каждой его работе лежала печать своеобразного и самостоятельного взгляда на предмет, подлежащий его исследованиям, так как источниками для этих исследований служили только сочинения на языках восточных. В 1850 г. Василий Павлович возвратился из Китая, а в 1851 г. был назначен в Казанский университет профессором по кафедре китайской и маньчжурской словесности. С этой же приблизительно поры началась и учено-литературная деятельность Василия Павловича. В качестве пособий для слушателей Васильев составил ""Манчжурско-Русский словарь"" (литограф. издание, 1866); ""Анализ китайских иероглифов"" (1866); ""Китайская хрестоматия"" (3 тт., 1868); ""Графическая система китайских иероглифов"" (1867); ""Элементы китайской письменности"" (1884); ""Очерки истории китайской литературы (1885); ""Материалы по истории китайской литературы"" (1888) и др. Большая часть этих трудов вышла дополненными и исправленными изданиями. В бытность в Пекине Васильев издал большую карту китайских владений на китайском языке и составил исторические карты Китая при 12 различных царствовавших в нем династиях. Другие труды Васильева: ""Записка о Нингуте"", ""О реках, впадающих в Амур"" и ""О существовании огнедышащей горы в Манчжурии"" (статьи в ""Записках Географического Общества"", 1853 - 57); ""История и древности восточной части Средней Азии с Х по XIII в."" (1861); ""Сведения о маньчжурах во времена династий Юань и Минь"" (1861); ""Русско-китайские трактаты"" (1861); ""О движении магометанства в Китае"" (1867); ""Die auf den Buddismus bezuglichen Werke der Universitats-Bibliothek zu Kazan"" (""Бюллетень Императорской Академии Наук"", 1856; то же на русском языке в ""Русском Вестнике""); ""Графическая система китайских иероглифов"" и ""Об отношении китайского языка к среднеазиатским"" (в ""Журнале Министерства Народного Просвещения""); ""Буддизм, его догматы, история и литература""; ""Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм"". Кроме вышеупомянутых трудов, которые занимают почетное место в литературе по востоковедению, Васильев помещал в периодических изданиях статьи и сообщения о современном положении стран Дальнего Востока. Был членом Императорской Академии Наук.
|