Алмазов, Борис Николаевич, известный поэт-пародист (1827 - 76 в Вязьме). Происходит из старой дворянской семьи. Был на юридическом факультете Московского университета, но курса не кончил. Посвятил себя, начиная с 1851 года, литературной деятельности. Кружок, к которому примкнул А., была так называемая ""молодая редакция"" журнала ""Москвитянин"". А. дебютировал в ""Москвитянине"", под псевдонимом Эраста Благонравова, веселыми, остроумными фельетонами. А. был больше эстетик, чем политик, и к ""Москвитянину"" примкнул не столько в силу определенных социально-политических взглядов, сколько благодаря тесной дружбе с Островским и Ап. Григорьевым . Вот почему ему было так легко, по прекращении ""Москвитянина"", перейти в западническую ""Библиотеку для чтения"" и англоманский ""Русский Вестник"". Здесь он помещал переводы из разных поэтов, изредка оригинальные пьесы и критические статьи. С возникновением в самом конце 1850-х годов ряда сатирических журналов, А. становится одним из самых видных деятелей этой литературы. Его тонко-остроумные стихотворные пародии, большею частью помещенные в ""Развлечении"" Федора Миллера , получают большую популярность. Из произведений А. всего слабее единственная повесть его: ""Катенька"". Не представляют также интереса критические работы А., из которых значительнейшая - статья о Пушкине в сборнике ""Утро"". Основным тезисом критических статей А. был доведенный до крайности принцип ""искусства для искусства"". ""Какими частными достоинствами ни блистало бы поэтическое произведение"", говорит он, ""но если в нем развивается какая-нибудь философская идея, оно уже лишено свежести и представляет натяжки в построении"". Стихотворные произведения А. с внешней стороны безукоризненны. Стих его очень легок и гладок, рифма богатая, выражения точны и изящны. Вот почему переводы его очень ценны. Оригинальные стихотворения А. из разряда ""серьезных"" очень немногочисленны - счетом около 15 пьес. Здесь он является исключительно ""гражданским"" поэтом, бичующим разные несимпатичные его консервативному образу мыслей стороны общественной жизни 1860-х годов. Стихотворения эти растянуты и банальны. Зато очень хороши его пародии, хотя злободневное остроумие многих из них не может теперь представлять большого интереса. Пародии А. можно разделить на два разряда: ""общего"" характера и специально-литературного, где пикантность заключается в том, что фигурируют в комических положениях современные литераторы. Из последних наиболее интересны: ""Похороны Русской Речи"" и ""Учено-литературный маскарад"". Основное свойство пародий А. - тонкий изящный, но, вместе с тем, совершенно незлобивый юмор. При всей безукоризненности техники и при всем бесспорном остроумии, А. только и остается, что забавным пародистом, никогда не возвышавшимся до сатиры. Сочинения А. собраны в 3 т. (М., 1892). - Ср. Венгеров , ""Критико-биографический словарь"", т. I.
|