Винниченко Владимир - даровитый украинский писатель. Родился в 1880 г. в крестьянской семье. В 1902 г. был исключен из Киевского университета и отдан в военную службу, но дезертировал за границу. Первые же рассказы и новеллы Винниченко обнаружили в нем свежий художественный талант и боевой темперамент искателя социальной правды и новых моральных ценностей. На первом плане стоят у него вопросы об индивидуализме и общественности, а также проблема пола. Он пристально вглядывается в то темное и стихийное, что безжалостно разрушает нашу душевную целостность. Товарищи-друзья, заключенные в одной камере (""Нечто большее нас""), сначала так обрадовавшиеся друг другу, в вынужденном безделье тюрьмы, шаг за шагом переходят от раздражения к необузданной ненависти. В рассказе ""Глумление"" трагизм свидания приговоренного к смерти с его невестой оказывается не в том, что оно последнее, а в том, что у ""смертника"" болят зубы и его невеста бессильна ""взять его от того маленького, отвратительного, что глумилось здесь перед лицом Смерти и Любви"". По мере того, как ""проблема пола"" получает для Винниченко решающее значение, она заслоняет собой все другие, и в свете ее решается другая, основная для всего творчества Винниченко - об индивидуализме и общественности. Он низвергает ""Великого Молоха"" - общественность, связывающую человека обязанностями. Во имя полного освобождения провозглашается стремление к внутренней правде, достигаемой ""честностью с собою"". Герой драмы ""Ступени Жизни"" - с гордостью говорит о себе: ""Ну да, я животное, и ты животное, что же в этом? Когда, наконец, люди перестанут пугаться этого?"" Как полемический ответ критикам пьесы ""Ступени Жизни"", Винниченко пишет повесть ""Честность с собою"", доводящую до конца проповедь животных инстинктов. Эту повесть он начал писать, как и другие свои произведения, по-украински, но затем написал ее по-русски, узнав от редакции ""Лiтературно-наукового Вiстника"", что многие читатели его начали отказываться от подписки на журнал из-за безнравственности писаний Винниченко. Она была помещена в IV выпуске сборника ""Земля"". Лучшие рассказы Винниченко согреты тонким лирическим юмором (""Зина"", ""Купля""), идеализмом героической юности, претворяющим в поэзию даже самые ошибки. Боевая активность скрывает глубоко пессимистическое мироощущение. Острые углы своеобразной ""идеологии"" прорывают художественную ткань, главным образом, в драмах Винниченко, где наряду с схематической прямолинейностью художественная неуравновешенность писателя нередко ведет к отсутствию чувства меры. Из пьес Винниченко выделяются драмы ""Брехня"", ""Черная Пантера"" и ""Белый Медведь"". При всех ошибках морального суждения, встречающихся в них, они выдвигают крупные задачи и захватывают напряженностью и страстностью искания. Они проникнуты убеждением в необходимости бодрого, энергичного жизнестроительства. Всеми своими блужданиями во тьме страстных исканий, страстными парадоксами и софизмами Винниченко неустанно поет ""осанну"" жизни, защищаясь от поднимающегося со дна души пессимизма и неверия, больше всего скрываемого им от самого себя. В произведениях Винниченко встречаем все слои украинского народа, от его низов в пролетаризуемой деревне, от земледельческих рабочих, живущих на экономической кухне и ""заробитчан"", отправляющихся в поиски за работой, через средние буржуазно-мещанско-чиновничьи слои, до цвета интеллигенции в лице партийных деятелей социально-политической борьбы. Социальные противоречия (""Голытьба"", ""Возле машины"") и духовные запросы (""Раб красоты"") обездоленной массы в одинаковой мере привлекают внимание художника. Легкий налет романтизма нередко роднит его героев с героями Горького (""Куз и Грыцун""). В творчестве Винниченко можно проследить влияние Достоевского и Ибсена. В целом Винниченко - один из наиболее ярких и талантливых писателей ""молодой Украины"", писатель вполне современный, мастер рассказа и новеллы, несколько расплывающийся в повести и романе, нередко умеющий захватить интенсивностью драматической коллизии в драме. Язык Винниченко недостаточно обработан и изобилует русицизмами. Поскольку это относится к разговорному языку его персонажей, правда живой действительности дает тому достаточное оправдание. Произведения Винниченко изданы отдельными сборниками: ""Краса i Сила"" (Киев, 1906), ""Дрiбнi оповiдання"", (Киев, 1907), ""Треття книжка оповiданнiв"" (Киев, 1910), ""Твори"" (т. IV, Киев, 1911). Собрания драматических произведений Винниченко еще нет; они появлялись в различных журналах (главным образом, в ""Лiт.-Н. Вiстн."") и сборниках. Отдельно вышли: ""Дисгармония"" (Киев, 1907) и ""Великий Молох"" (Киев, 1907). На русском языке в авторском переводе ""Рассказы"" Винниченко изданы в 1911 и 1912 годах. Роман ""На весах жизни"", написанный на русском языке, помещен в IX сборнике ""Земля"". - Ср.: С. Ефремов , ""История украинского письменства"" (СПб., 1911); его же ""Литературный намул"" (Киев, 1908); его же ""Гнучка чеснiсть"" (Киев, 1909); М. Данько ""Вол. Винниченко"" (""Лiт.-Н. Вiстн."", 1910, VII); А. Омельченко ""В поисках социалистической морали"" (СПб., 1909); К. Арабажин ""В. Винниченко"", ""Новая жизнь"" (1911, IX). Михаил Могилянский.
|