Амани, Николай Николаевич, русский композитор, подававший большие надежды, но рано умерший. Родился в Петербурге в 1872 году, умер в Ялте в 1904 году. Музыкальное дарование обнаружил рано, выступив в концерте в качестве пианиста уже в 11-летнем возрасте. А. сначала брал уроки фортепиано у Николая Дубасова , а в 1890 году поступил в СПб. консерваторию в класс профессора Штейна , занимаясь в то же время в классе гармонии профессора А. Лядова . В 1893 году поступил в класс теории композиции профессора Н. Римского-Корсакова . Для фортепиано у него не стало хватать времени, и он, перейдя в том же году, за смертью Штейна, в класс профессора Есиповой , должен был его оставить. В 1900 году он окончил консерваторию, еще ранее получив премию, как композитор, на конкурсе СПб. Общества камерной музыки за свое смычковое трио (D-moll). Уроки, которые ему приходилось давать ввиду недостатка средств для жизни, и усиленные занятия в консерватории, особенно в последний год, когда он писал экзаменационную кантату ""Рай и Пери"", расшатали его и без того слабый, предрасположенный к чахотке организм. Он отправился в Италию, но жаркий климат ухудшил его здоровье. В Италии А. принимали радушно; фирма ""Рикорди"" (Милан) издала три его фортепианные пьесы. В 1902 году А. поселился в Ялте. Со времени окончания консерватории он получал материальную помощь от мецената М.П. Беляева (см.), издававшего в то же время и его произведения. Они исполнялись в симфонических и камерных концертах в Петербурге, Москве и других городах России и всегда с успехом. В 1903 году он получил премию за хор а capella: ""Клонит к лени"" от Московского Русского Хорового Общества. В эти последние два года своей жизни он написал, между прочим, юбилейную кантату в честь Глинки, исполненную в Ялте уже после его смерти. Еще при жизни его симфоническим оркестром лейб-гвардии Преображенского полка, игравшим в городском саду, были исполнены три фортепианные оркестрованные пьесы. А. написал немного. Кроме трио, кантаты и оркестровой увертюры, написанной еще в консерватории, переделанной в 1904 году и исполненной в Ялте в день похорон автора, изданы его романсы и небольшие вокальные пьесы, а также пьесы для фортепиано, всего 15 opus'ов, из которых последние 6 изданы у Юргенсона , в том числе красивый, проникнутый искренним религиозным чувством отрывок из ""Иоанна Дамаскина"" графа Алексея Толстого , баллада для баса - ""Бородино"" (Лермонтов ) и ""Альбом для юношества"" - 12 пьес средней трудности, очень изящных. - Сочинения А., кроме солидной технической подготовки, обнаруживают дарование, не успевшее еще развернуться и находившееся под сильным влиянием, главным образом, Чайковского , Римского-Корсакова, но симпатичное и своей непосредственностью и свежестью. Его мелодия пластична и задушевна, гармония ясна, стиль и форма изящны. - Фактические сведения о его жизни см. в ""Русской Музыкальной Газете"" 1904 год.
|