Амфитеатров, Александр Валентинович, известный писатель (родился в 1862 году), сын протоиерея московского Архангельского собора, по матери племянник А.И. Чупрова . Окончил курс Московского университета по юридическому факультету. Уже студентом принимал деятельное участие в ""Будильнике"" и других юмористических изданиях. Готовясь к оперной карьере, по окончании университета уехал в Италию; оттуда писал корреспонденции в ""Русские Ведомости"". В конце 1880-х годов много работал в тифлисском ""Новом Обозрении"". В начале 1890-х годов А. стал деятельным сотрудником ""Нового Времени"" и приобрел известность сначала ""московскими"", затем воскресными фельетонами (под псевдонимом Old Gentleman). В 1894 - 96 годах много путешествовал по славянским землям и корреспонденциями из Болгарии способствовал русско-болгарскому ""примирению"". В 1899 году, оставив ""Новое Время"", основал вместе с Дорошевичем и другими газету ""Россия"", имевшую огромный успех. В начале 1902 года ""Россия"" за фельетон А.: ""Господа Обмановы"" была закрыта, а А. выслан в Минусинск. Через год он был переведен в Вологду, затем получил разрешение поселиться под Петербургом. В 1903 году способствовал успеху только что возникшей газеты ""Русь"", но вскоре, за статью о ""Коноваловской истории"", в горном институте, ему была воспрещена литературная деятельность, а сам он опять был выслан в Вологду. Уехав в ""дни свободы"" за границу, издавал в Париже журнал ""Красное Знамя"", закрывающий ему пока возможность вернуться в Россию. Журналист плодовитый и отзывчивый, колоритный стилист, А. в публицистической деятельности своей пережил два фазиса. В период сотрудничества в ""Новом Времени"" он, по собственному определению, принадлежал к ""умеренно-охранительной группе"". В 1897 году поездка в Польшу ""сильно поколебала"" его доверие к ""охранительству и национализму""; началось охлаждение между ним и ""Новым Временем"", кончившееся во время зимних студенческих беспорядков 1899 года разрывом. Период этот стоил А. ""мучительного нравственного перелома"". С тех пор его ""дорога определилась"": он собирается ""идти по ней, покуда жив"". В последние годы А. сосредоточился почти исключительно на беллетристике. Он написал длинный ряд интересных повестей, рассказов и драм, в которых легкость манеры преобладает над художественной выдержанностью. Замыслы его всегда очень широки. Так, например, в ""Восьмидесятниках"" и ""Девятидесятниках"" он стремился выяснить общественную психологию этих сложных эпох. Под общим заглавием ""Сумерки Божков"" автор задумал, по собственным его словам, ""написать двенадцать романов, изображающих ликвидацию русского XIX века в веке XX-м - переломы в искусстве, в семье, в торговле и т. д."". Всего чаще, однако, эти широкие замыслы быстро переходят на изображение превосходно изученного автором оперно-театрального мира. Из-за горячей любви к этому миру А. теряет чувство меры. Гениальные певцы, гениальные композиторы, гениальные оперы, гениальные постановки так и кишат в романах А. Много в этих изображениях мало прикрытой портретности. Иногда автор вводит описание реальных лиц и событий 1880-х и 1890-х годов. Из драм А. с большим успехом шла ""Отравленная совесть"". Продуктивность А. огромна. Отдельными изданиями вышли: ""Людмила Верховская"" (1888), ""Случайные рассказы"" (1890), ""Разбойник Федька"" (1892), ""Психопаты"" (1893), ""Сон и явь"" (1893), ""Сказка и были"" (1893), ""Виктория Павловна"" (1903; 3-е изд., 1907), ""В моих скитаниях"" (1903), ""Литературный альбом"" (1904 и 1907), ""Мария Лусьева"" (1904; 3-е изд., 1908), ""Житейская накипь"" (1904 и 1905), ""Сибирские рассказы"" (1904 и 1907), ""Бабы и дамы"" (1908), ""Издали"" (1908), ""Красивые сказки"" (1908), ""Против течения"" (литературные статьи, 1908), ""Сумерки Божков"" (2 ч., 1909), ""Сказочные были"" (3-е изд., 1907), ""Страна раздора"" (балканские впечатления; 2-е изд., 1907), ""Женское настроение"" (3-е изд., 1908), ""Легенды публициста"" (1905), ""Курганы"" (1905), ""Контуры"" (1906), ""Сказания времени"" (1907), ""Македонские евреи"" (1907), ""Покаяние Филиберта"" (1907 и 1908), ""Победоносцев"" (совместно с Е.В. Аничковым, 1907), ""Притчи скептика"" (1908), ""Современники"" (1908), ""Фантастические правды"" (1908), ""Восьмидесятники"" (1907 и 1908; 2 т.), ""Девятидесятники"" (1910, 2 ч.), ""Старое в новом"", ""Пять пьес"" (1908), ""Антики"" (1909), ""Жар-птица"" (1911) и др. Рассказы, запрещенные русской цензурой, появлялись в заграничных изданиях. - Ср. Венгеров , ""Критико-биографический словарь"" (т. VI). С. В.
|