Голубинский (протоиерей Федор Александрович, 1797 - 1854) - основатель русской теистической философии, родился и умер в Костроме. Окончив костромскую семинарию, служил в ней информатором греческого языка, а затем поступил в Московскую духовную академию, где и сделался профессором философии. Среди своих слушателей Голубинский пользовался славой глубокого и оригинального мыслителя, но до последнего времени не было возможности составить себе понятие о характере и направлении философии Голубинского. При жизни он напечатал - да и то без подписи - лишь одно небольшое письмо о конечных причинах (""Прибавление к творениям святых отцов"", 1847 г.: стр. 176 - 205). Только с 1868 г. бывшие слушатели Голубинского начинают издавать его лекции (самое полное издание сделано на средства общества любителей духовного просвещения, М., 1884 и следующие). Жизненным нервом философии Голубинского является идея высочайшего существа. У своих предшественников он ищет главным образом то, что может дать прочную опору этой идее. Выросши на вольфовской философии, Голубинский не остался чужд и новым течениям мысли. Заметнее всего влияние Канта и Якоби. Философия - система познаний о всеобщих главнейших силах, целях природы внешней и внутренней, а также о свойствах виновника их. Эти познания приобретаются разумом под руководством ума и при помощи как внутреннего, так и внешнего опыта. Цель системы - возбудить, воспитать и направить любовь к премудрости божественной, предназначенной человеку. Главным источником философии служат идеи ума, которые раскрываются при помощи свидетельств внутреннего и внешнего чувства. Все это, по мнению Голубинского, можно назвать откровением посредственным, и оно-то и служит уделом философии. Тщетно, однако, ждать от философии такого познания, которое удовлетворяло бы всем исканиям человеческого духа: будь такое познание возможно, оно было бы на пагубу человеку. Из различных частей философии Голубинского напечатана только метафизика. Задача ее состоит в том, чтобы, основываясь на идее бесконечного и применяя к ней данные внешнего и внутреннего опыта, привести в систему познания о свойствах бесконечного существа и об отношении к нему существ конечных. Метафизика разделяется на онтологию, богословие, умозрительную психологию или пневматологию и космологию. Как душа, так и внешний мир подлежат ограничению, с одной стороны, пространством и временем, а с другой - законами разума, категориями. Как тот, так и другой вид ограничения являются не только формами нашей психической деятельности, но и формами обыкновенного существования вещей. Вопреки Канту, категории вполне применимы к бытию неограниченному и всесущественному. Оно тем более доступно человеческому познанию, что идея бесконечного по бытию и совершенствам неразрывно связана с природой человека. Вследствие этого первоначальный закон ума состоит в том, чтобы для всего ограниченного искать первоначала и первообраза в бесконечном. Эта идея составляет первое и непосредственное начало всякого познания и дана человеку самим существом бесконечным. На отдельных вопросах (например, о категориях, о доказательствах бытия Божия и др.) Голубинский останавливается с особенной обстоятельностью. Из последователей Голубинского особенно выдается В.Д. Кудрявцев (см.). Ср. ""Протоиерей Ф.А. Голубинский"" (биографический очерк, М., 1855); Я. Колубовский ""Материалы для истории философии в России"" (""Вопросы философии и психологии"", кн. 4). Новейшая о нем литература: А. Введенский ""Профессор философии протоиерей Ф.А. Голубинский"" (Сергиев Посад, 1898); С. Глаголев ""Протоиерей Ф.А. Голубинский, его жизнь и деятельность"" (ib., 1898); его же ""Протоиерей Ф.А. Голубинский как православно-христианский философ"" (""Вера и Разум"", 1898, № 3). Я. Колубовский.
|