Даниил - митрополит московский и всея Руси в 1522 - 1539 годах, ученик и преемник по игуменству Иосифа Волоцкого, вождь иосифлян в борьбе с заволжскими старцами. На митрополичьем престоле Даниил явился типичным иерархом-иосифлянином, не только не противодействуя своими ""печалованиями"" злоупотреблениям власти, но поступаясь, ради желаний Василия Иоанновича , своей совестью и самыми церковными правилами. В 1523 г. князь северский, Василий Иванович Шемячич , явился в Москву, доверяя ручательству Даниила, но был вероломно покинут митрополитом. Почти то же повторилось и с Андреем Старицким в 1534 г. Когда Василий Иоаннович замыслил развестись со своей супругой Соломонией , многие, особенно духовенство, принадлежавшее к заволжским старцам, с Вассианом Косым и Максимом Греком во главе, восстали против развода, но митрополит решился исполнить волю великого князя. Соломония была насильно пострижена в монахини и отправлена в монастырь; затем Даниил сам обвенчал великого князя, при живой жене, с Еленой Глинской. Пресмыкаясь перед велики князем, Даниил пользовался его поддержкой при истреблении своих врагов - Максима и Вассиана. Сперва Максим Грек был подвергнут суду по обвинению в ереси и соборами 1524 и 1531 годов осужден на заточение в монастыре, а за ним привлечен был к суду и Вассиан, в 1531 г., по такому же обвинению. Признанный еретиком, он был сослан в Волоколамский монастырь, где, по словам Курбского , его ""иноки умориша вскоре"". При отправлении в ссылку и Максиму, и Вассиану воспрещено было писать что бы то ни было. После смерти Василия Даниил продолжал ревностно служить власти, но прежним значением не пользовался и должен был спокойно смотреть, как новое правительство под влиянием бояр покушалось на материальные права духовенства и на владения монастырей: в 1535 г. монастырям было запрещено покупать и брать в заклад вотчинные земли служилых людей без ведома и согласия правительства. По смерти Елены Даниил принял сторону князя Ивана Бельского против Шуйских, вследствие чего после падения Бельского был сведен Иваном Шуйским с митрополии и сослан в Волоколамский монастырь, где умер в 1547 г. Многочисленные сочинения Даниила - явление замечательное в истории нашей древней письменности; они рисуют его облик совсем с другой, более благоприятной стороны. Их перечень: 1) так называемый ""Соборник"", содержащий в себе шестнадцать ""слов"" Даниила; 2) Сборник четырнадцати обширных посланий; 3) ""Окружное послание к пастве о согласии и любви и о соблюдении православной веры""; 4) отдельное ""Поучение митрополита Даниила всея Руси""; 5) послание к князю Юрию Ивановичу; 6) послание к неизвестному; 7) наказ епископу Досифею; 8) ответ некоему христолюбцу о здравии; 9) ряд ""посыльных грамот по всех владык""; ""грамоты"" разным лицам; 10) ""отреченная грамота"". Им была также составлена не сохранившаяся до нас ""Кормчая"". Даниил энергично обличал пороки вельмож, общества, духовенства. Он вооружался против увеселений, пьянства, разгула, роскоши, против разводов, нарушения целомудрия и супружеской верности (ревнуя о целомудрии, проповедник одобрял даже оскопление, т. е. впадение в ересь), против астрологии, против ложных доносов и сплетней, против поединков; касался положения женщины в обществе и в семье, воспитания детей, положения рабов, угнетения низших классов высшими, несправедливости властей по отношению к подвластным. Особенным уважением пользуются сочинения Даниила между старообрядцами, так как в четвертом его слове содержится учение о двоеперстии для крестного знамения, заимствованное из подложного ""Слова Феодоритова"". - См. В Жмакин ""Митрополит Даниил и его сочинения"" (Москва, 1881); Беляев ""Даниил митрополит Московский"" (""Исторические чтения о языке и словесности в заседаниях II отделения Имп. Академии Наук"", 1856 - 57 г., 96 - 118; ""Известия Имп. Академии Наук по отделению русского языка и словесности"", том V, 1856, 195 - 209); Николаевский ""Русская проповедь в XV и XVI веках"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1868, CXXXVII и CXXXVIII); Голубинский ""История русской церкви"" (том. II).
|