Делянов, Иван Давыдович, граф - русский государственный деятель, статс-секретарь. Родился в 1818 г.; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету; служил во II отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии, где участвовал в работах по составлению уложения о наказаниях. В 1857 г. назначен управляющим делами секретного комитета о раскольниках, в 1858 г. - попечителем петербургского учебного округа, в 1860 г. - членом главного цензурного управления, в 1861 г. - директором департамента министерства народного просвещения: в том же году, после непродолжительного пребывания в отставке (во время министерства графа Путятина ), занял пост директора Императорской публичной библиотеки и вновь сделался попечителем петербургского учебного округа. В 1865 г. назначен сенатором; в 1866 г. занял пост товарища министра народного просвещения, оставаясь директором публичной библиотеки. В 1874 г. назначен членом государственного совета. Стоял одно время во главе учреждений императрицы Марии , заведуя ими на правах главноуправляющего. 16 марта 1882 г. Делянов был назначен министром народного просвещения. В 1888 г. возведен в графское достоинство. Скончался 29 декабря 1897 г. Ко времени управления Деляновым министерством народного просвещения относятся следующие главные мероприятия: 1) Составлен новый устав российских университетов 1884 г., введенный в семи университетах. 2) Открыт в 1888 г. университет в Томске. 3) Пересмотрены в 1890 г. учебные планы классических гимназий, причем за счет древних языков расширено преподавание русского языка. 4) Ограничен, циркуляром 1887 г., прием детей из недостаточных классов населения в средние учебные заведения. 5) Ограничен процент евреев, допускаемых в высшие и средние учебные заведения. 6) Обращено большее внимание на техническое и промышленное образование, вследствие чего открыт в 1885 г. харьковский технологический институт; изменен в 1887 г. устав петербургского технологического института; утвержден устав коммерческого училища в Харькове; расширены и организованы комиссаровское техническое училище в Москве, красноуфимское реальное училище, приспособленное к сельскохозяйственным потребностям, иркутское техническое училище; пересмотрен устав реальных училищ (1888); выработано положение о средних и низших технических и промышленных училищах, и при министерстве образованы органы центрального управления промышленным образованием. 7) Закрыты в 1886 г. высшие женские курсы, вновь открытые (1889) только в Петербурге на измененных основаниях. 8) Пересмотрено положение об учительских семинариях. 9) В видах объединения окраин с иноверным населением, в ведомство министерства народного просвещения принято из министерства внутренних дел до 2000 сельских школ в прибалтийских губерниях; в этих же губерниях преобразованы и открыты вновь свыше 20 городских училищ; открыты русская прогимназия в Полангене и русское реальное училище в Риге; введено обязательное преподавание на русском языке в средних учебных заведениях, пользующихся правами казенных училищ; в том же духе произведены значительные преобразования в Юрьевском (Дерптском) университете. Ведомству министерства народного просвещения подчинены школы, существующие при протестантских церквах в округах петербургской и московской лютеранских консисторий, в Закавказском крае и в селе Сарепте, также колпанская лютеранская учительская семинария, а равно все иноверческие школы Юго-Западного края. Издано новое положение о городских училищах варшавского учебного округа (1887). Присоединены к ведомству министерства народного просвещения в 1883 г. кавказский учебный округ, кавказский музей, тифлисская публичная библиотека, тифлисская физическая обсерватория, горские школы Терской области. В 1885 г. открыт западносибирский учебный округ. 10) В области начального народного образования самым важным по своим последствиям мероприятием были правила 13 июня 1884 г. и 1 мая 1891 г. о церковно-приходских школах и школах грамоты. С перечислением в 1883 г. в смету Синода суммы на поддержание церковно-приходских школ в течение 15 лет кредит министерства на нужды начального народного образования не только не увеличился, но даже сократился, и деятельность министерства по открытию новых школ почти прекратилась. Некоторое оживление в этой области началось лишь в 1896 г. В общем деятельность министерства народного просвещения под управлением Делянова была типичным выражением реакции 80-х годов и с точки зрения самой этой реакции не дала никаких прочных и положительных результатов. - Ср. С.В. Рождественский ""Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802 - 1902 годов"".
|