Димитрий Туптало - святой, знаменитый митрополит ростовский, родился в 1651 г. в местечке Макарове, в 40 верстах от Киева. Отец его, Савва Григорьевич Туптало, был казаком макаровской сотни киевского полка и служил сначала Польше, потом Москве; отличался большим благочестием, как и жена его, мать святителя. 11 лет Даниил (в монашестве Димитрий) поступил в киево-могилянскую коллегию, в которой ректором тогда был известный Иоанникий Голятовский . Состояние коллегии было незавидное: у нее было мало средств, мало порядка. Преподавание было схоластическое. Оно давало формальное знание латинского языка, приучало к составлению проповедей и стихов, но не снабжало фактическим знанием. В 1665 г. коллегия была разрушена во время нашествия Дорошенко и возобновлена лишь в 1669 г. Даниилу пришлось поучиться в ней только три года (1662 - 1665). Поселясь в Кирилловском монастыре, в 3 верстах от Киева, он в 1668 г. принял монашество от игумена Мелетия Дзика. Мелетий Дзик был одним из наиболее образованных людей своего времени, и влияние его на Димитрия было благотворно. Димитрий был близок с теми представителями малорусского духовенства, которые были в одно время и ревнителями православия, и защитниками самостоятельности малорусской церкви, ее независимости от московского патриарха - с киевским митрополитом Иосифом Тукальским , черниговским архиепископом Лазарем Барановичем , Мелетием Дзиком. В 1675 г. Димитрий перешел в Густынский монастырь, близ города Прилук, а оттуда - в Чернигов. К этому периоду жизни Димитрия относится первое дошедшее до нас его сочинение: ""Руно орошенное"", изданное в 1680 г. В 1677 г. Димитрий уехал в Литву, на поклонение иконе Новодворской Богородицы, и близко сошелся с белорусским епископом Феодосием Василевичем, который тяготел к Польше, хотя и был ревностным православным пастырем. В 1678 г. Димитрий проживал то в Вильне, то в Слуцке, и говорил проповеди, которые не сохранились. После смерти Василевича Димитрий, в 1679 г., выехал из Слуцка в Чернигов. Ко времени пребывания Димитрия в Литве относят (И.А. Шляпкин ) ознакомление Димитрия с латино-польской пропагандой и возникновение в нем симпатий к Московскому государству. Димитрий поселился на время в Батурине, при дворе гетмана Самойловича , и в 1682 г. получил в управление Батуринский монастырь, но уже в следующем году оставил игуменство в этом монастыре, переехал в Киев и поселился в лавре. В это время он приступил к составлению Четьи-Миней (жития святых). Он принялся за работу 6 мая 1684 г. и настойчиво вел ее около 20 лет. В лавре Димитрий был официальным проповедником. Митрополит киевский Варлаам Ясинский называет Димитрия, в 1689 г., искусным и благоразумным проповедником слова Божия. Первая проповедь Димитрия, дошедшая до нас, сказана в 1685 г. В 1686 г. Димитрий вторично принял игуменство в Батуринском монастыре. В 1690 г. Димитрий был в Москве и познакомил московское духовенство с первыми книгами Четьи-Миней. В 1692 г. Димитрий оставил батуринское игуменство, ""для спокойнейшего писания житий святых"", и поселился в типографии Киево-Печерской лавры. В конце 90-х годов Димитрий был на короткое время игуменом в Глуховском монастыре, потом в Кирилловском, потом в Елецком; произносил, при случае, проповеди; печатал понемногу Минеи. В 1701 г. Димитрий был назначен митрополитом сибирским; но на пути в Сибирь, в Москве, расстроилось и без того слабое его здоровье, и, по его просьбе, Петр позволил Димитрию остаться в Москве. В 1702 г. Димитрий назначен был митрополитом ростовским. В том же году он прибыл в Ростов и ревностно занялся просвещением духовенства и мирян и борьбой с невежеством и пьянством. Паства была темная, бедная, погрязшая в суевериях. Димитрий учредил школу для детей всех сословий, причем ввел в преподавание греческий и латинский языки. Наряду со школьным обучением Димитрий заботился о развитии проповедничества, собирал и читал книги по истории церкви и о расколе. Среди дел благочестия, в трудах научно-литературных, святой Димитрий скончался 23 октября 1709 г. в Ростове. Открытие мощей его последовало в 1752 г., а в 1757 г. Димитрий причислен к лику святых. Сочинения святого Димитрия разделяются на поучительные, полемические, исторические и драматические. К нравоучительным относятся многочисленные проповеди. Проповеди, сказанные в Малороссии, бедны фактическим содержанием, искусственны и риторичны; проповеди, сказанные в России, отличаются применительностью к понятиям народа и большей простотой. Главная цель святого Димитрия в проповедях - сделать людей лучше и добрее; он - защитник всех слабых и угнетенных. Многие проповеди последних годов жизни Димитрия направлены против раскола. В проповедях, вызванных реформами Петра Великого, Димитрий различает в Петре человека и царя; он обличает некоторые слабости Петра как человека, например, вспыльчивость, и хвалит его достоинства как правителя, например, заботу о просвещении народа. Полемические сочинения направлены против раскола. Главное из них, написанное в 1709 г., до сих пор не потеряло своего значения. Содержание его видно уже из заглавия: ""Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их и изъявление, яко вера их не права, учение их душевредно и дела их не богоугодны"". Вера названа брынской по Брынским лесам Калужской губернии, где жило много раскольников и откуда учение их проникало в Ярославль и Ростов. К историческим трудам Димитрия принадлежит летопись от начала миробытия до Рождества Христова, состоящая из нравственных размышлений, Диариум, каталог киевских митрополитов; но главный труд его - Четьи-Минеи, сделавшиеся любимой книгой благочестивых людей (имели в XVIII веке около 10 изданий. Последнее издание - Москва, 1855). Святому Димитрию принадлежит еще несколько духовных драм или мистерий, из которых лучшей считается драма ""Рождественская"". Она построена по образцу юго-западных мистерий. Собрание сочинений Димитрия вышло в Москве в 1786 г. Позднейшие издания - Москва, 1838 - 42 и 1849. Главные сочинения о святом Димитрии Ростовском: неизвестного автора, 1849, статья Костомарова в ""Русской истории в жизнеописаниях"" и обширная диссертация И.А. Шляпкина (1891). Н. Сумцов.
|