Добролюбов, Александр Михайлович - один из характерных представителей первоначального фазиса ""новых течений"". Родился в 1876 г.; учился на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Выступил не только проповедником самого крайнего эстетического ""декадентства"", но и ""магизма"" и ""демонизма"" в стиле Гюисманса, Сара Пеладана, а также сладости употребления гашиша. Увлекался идеей красоты самоубийства; в связи с некоторым успехом этой проповеди в студенческой среде, Добролюбову пришлось оставить университет. Выражением первой полосы деятельности Добролюбова явилась его книжка ""Natura Naturans. Natura Naturata"" (Санкт-Петербург, 1895). Это - собрание ""стихов"", большей частью без рифмы и метра, с музыкальными обозначениями ""andante con fuoco"", ""scherzo"", ""pianissimo"", каких-то прозаических отрывков в поэтической манере и, наконец, просто белых страниц с надписью Moderato или Allegro con moto и строчкой точек. В прозаических отрывках чувствовалось знание народно-эпического языка, но в общем книжка Добролюбова вызвала недоумение даже в сферах, увлеченных ""новыми течениями"". Вскоре в настроениях Добролюбова происходит крутой перелом: он изживает эстетизм и впадает в религиозный аскетизм. Простым странником, питаясь подаянием, отправляется он пешком в Соловки и там ряд лет живет послушником. Ближайшие друзья считали его как бы умершим и от себя издали ""Собрание стихов"" его (Москва, 1900, со статьями Коневского и Брюсова ). Около 1905 г. Добролюбов на короткое время вновь появляется в мире и издает религиозное сочинение ""Из книги невидимой"" (Москва, 1905). Это - своеобразная проповедь покаяния на почве любви не только ко всем людям, но даже к стихиям. Слова ""брат"" и ""сестра"" безразлично расточаются всем и всему: и ""брату Льву"" (Толстому ), и ""брату Моисею"" (пророку) и ""брату дню"", и ""сестре воде"", и ""сестре заре"", и даже ""братьям псам"". С течением времени ""все вещество станет духом"". Вместе с тем книга исполнена презрения к искусству и науке. Написана она в очень приподнятом, напыщенном тоне и полна гордыни непомерной. Автор знает все заповеди: ""и малые, и великие, и малейшие, и бесконечные"". С Богом он находится в непосредственных сношениях; убеждая заключать ""союз с зверьми"", он сообщает, что ""медведи и волки обходили мой путь в лесах"". Попадающиеся в книге стихи не поэтичны и напоминают квакерские гимны, но в прозе есть проблески дарования и хороший, оригинально-народный язык. Продолжая странствовать по разным окраинам и проповедовать, Добролюбов основал особую секту ""добролюбовцев"" на основах христианского анархизма. ""Добролюбовцы"" отказываются нести воинскую повинность и охотно идут на страдания, связанные с этим отказом. С. В.
|