Электронные Толковые Словари
Реклама

Биографический словарь
"Забелин Иван Егорович"

/ Главная / Биографический словарь / буква З / Забелин Иван Егорович
Биографический словарь

Забелин Иван Егорович - замечательный русский историк-археолог. Родился в 1820 г. в Твери, в бедной семье. Окончив курс в преображенском училище в Москве, не мог продолжать образования по недостатку средств и в 1837 г. поступил на службу в оружейную палату, канцелярским служителем второго разряда. Знакомство со Строевым и Снегиревым возбудило в нем интерес к изучению русской старины. По архивным документам он написал свою первую статью о путешествиях русских царей на богомолье в Троице-Сергиевскую лавру, напечатал в извлечении в ""Московских Губернских Ведомостях"" 1842 г., № 17. Статья эта, переделанная и дополненная, появилась в 1847 г. в ""Чтениях Московского Общества Истории и Древности"". Прочитанный Грановским на дому курс истории расширил исторический кругозор Забелина. В 1848 г. он получил место помощника архивариуса в дворцовой конторе, а в 1856 г. занял место архивариуса. В 1859 г. он перешел в Императорскую археологическую комиссию младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, близ Керчи, давшие множество драгоценных находок. Результаты раскопок описаны Забелиным в ""Древностях Геродотовой Скифии"" (1866 и 1873) и в отчетах археологической комиссии. В 1876 г. Забелин оставил службу в комиссии. В 1871 г. Забелин получил степень почетного доктора русской истории от университета святого Владимира. В 1879 г. избран председателем Общества Истории и Древности и затем товарищем председателя исторического музея. В 1884 г. Забелин член-корреспондент, а в 1892 г. - почетный член Академии Наук. На торжественном праздновании 50-летнего юбилея, в 1892 г., и в 1907 г. (70-летний юбилей) Забелин был приветствован всем русским ученым миром. Забелин скончался 31 декабря 1908 г. Исследования Забелина касаются, главным образом, древнейшей киевской эпохи и московского периода русской истории. В области истории внешнего быта и археологии древнейших времен труды его занимают видное место Забелин рассматривает также основные начала русской жизни. Характеристические черты его - вера в самобытные творческие силы русского народа и любовь к низшему классу, ""крепкому и здоровому нравственно народу - сироте, народу - кормильцу"". В связи с этим Забелин стремится выдвинуть при изучении исторического процесса народную ""общую правду"". Глубокое знакомство со стариной и любовь к ней отражаются в языке Забелина, выразительном и оригинальном, необыкновенно красочном и богатом, с архаическим, народным оттенком. При всем своем идеализме, Забелин не скрывает и отрицательных сторон древней русской истории, например, принижения личности в роде и домостроевской семье. Разбирая идейные основы русской культуры, он отмечает важное значение экономических отношений в истории политики и культуры. Первые капитальные сочинения Забелина: ""Домашний быт русских царей в XVI - XVII веках"" (1862) и ""Домашний быт русских цариц в XVI - XVII веках"" (1869, новое издание, 1872, 1895 и 1901), которые должны были составить часть труда о быте русского народа (остался незаконченным). Им предшествовал ряд статей по отдельным вопросам того же рода, печатался в ""Московских Ведомостях"" 1846 г. и в ""Отечественных Записках"" 1851 - 58 гг. Рядом с обстоятельнейшим исследованием обряда жизни царя и царицы, мы находим здесь исследования о значении Москвы как вотчинного города, о роли государева дворца, о положении женщины в древней России (глава об этом вопросе издана отдельно в ""Дешевой библиотеке"" Суворина ), о влиянии византийской культуры, о родовой общине. Важное значение имеет развитая Забелиным теория вотчинного происхождения Московского государства. Продолжением I главы ""Домашнего быта русских царей"" является замечательная статья ""Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве"" (""Вестник Европы"", 1871, № 1 и 2). Вышедшие в 1876 и 1879 гг. два тома ""Истории русской жизни с древних времен"" (2-е исправленное издание, т. I, М., 1908; т. II, М., 1912, под редакцией А.В. Орешникова ) представляют начало обширного труда по истории русской культуры. Забелин хотел выяснить все самобытные основы, ""корни и истоки"" русской жизни и заимствования ее от финнов, норманов, татар и немцев, и выявить, изобразить наиболее тонкие и интимные, а также наиболее повседневные стороны и черты быта и жизни русского народа. Во имя самобытности славян Забелин вооружается против норманской теории. Он отступает здесь от прежнего своего взгляда на род как на стихийную силу, пригнетавшую и уничтожавшую личность. Ослабляя значение родоначальника, он говорит, что ""отец - домодержец, выходя из дому и становясь в ряды других домохозяев, становился рядовым братом; братский род представлял такую общину, где первым и естественным законом жизни было братское равенство"". Сочинение оканчивается водворением христианства (эпоха Владимира и Ярослава ). В книге ""Минин и Пожарский, прямые и кривые в Смутное время"" (М., 1883; 4-е изд., М., 1901), составившейся из полемических статей против Костомарова , Забелин разбирает причины, смуты и отношения классов в древнерусском обществе. В Минине и Пожарском он видит национальных героев, ""святые образы всенародного движения"". Из ряда статей 50-х и 60-х годов, собранных в 2 томах ""Опытов изучения русских древностей"" (1872 - 1873), особенно выдаются: ""История и древности Москвы"", ""Царь Алексей Михайлович"", ""Русская личность и русское общество накануне петровской реформы"", ""Размышления о современных задачах русской истории и древностей"". Интересны также позднейшие статьи: ""Взгляд на развитие московского единодержавия"" (""Исторический Вестник"", 1881, № 5; попытка объяснить, при помощи экономических и психологических факторов, усиление московских князей) и ""Черты самобытности в древнерусском зодчестве"" (""Древняя и Новая Россия"", 1878, № 3 и 4). Кроме того, Забелиным изданы: ""Историческое описание московского Донского монастыря"" (М., 1865 и 1893), ""Кунцево и древний Сетунский стан"" (М., 1873, с поразительным очерком истории чувства природы в древнерусском обществе), ""Преображенское или Преображенск"" (М., 1883), ""Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы"" (М., 1891 - 1894). Задумав обширную ""Историю города Москвы"", Забелин успел дать лишь один ее первый том (М., 1902; 2-е изд. и альбом М., 1905). В 86-томном ""Энциклопедическом Словаре"" Брокгауз-Ефрона (т. XIX, стр. 927 - 936) напечатана статья Забелина об истории Москвы. - См. Коялович ""История русского самосознания"" и многочисленные журнальные статьи, в том числе А.Н. Цыпина (""Вестник Европы"", 1876, № 8); К.Н. Бестужева-Рюмина (""Древняя и Новая Россия"", № 8); Первольфа (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1877, № 7); М.В. Клочкова (""Исторический Вестник"", 1909, № 2); Василия Сахновского (""Русская Мысль"", 1912, № 5); Н.Н. Ардашева (""Древности"", т. XXII, 62), речь Д.Н. Анучина ""И.Е. Забелин как археолог"" (ib. и отдельно, М., 1909) и ""Два юбилея учено-литературной деятельности"" (L, LXX, М., 1910). Список трудов Забелина в приложении в ""Юбилейный Отчет Императорского Российского Исторического Музея"" (М., 1912). Н. Павлов-Сильванский (А. Ел-ч).





2006-2013. Электронные Толковые Cловари. oasis[dog]plib.ru