Ильминский (Николай Иванович) - известный ориенталист (23 апреля 1822 г. - 27 декабря 1891 г.). Сын пензенского протоиерея; по окончании курса (1846) Казанской духовной академии оставлен при ней бакалавром естественных наук и турецко-татарского языка и вскоре назначен членом комиссии для проверки татарского перевода Нового Завета. Командированный в 1850 г., в Санкт-Петербург для проверки переводов на татарском языке богослужебных книг, Ильминский затем отправился в Дамаск, Константинополь и Каир, где изучил языки арабский, турецкий и персидский. Во вновь открытом при Казанской духовной академии противомусульманском отделении Ильминскому было поручено (1854) преподавание арабского и турецкого языков и др. науки. Оставив академию, Ильминский до 1861 г. служил при оренбургской пограничной комиссии, откуда перемещен в Казанский университет профессором турецко-татарского языка; восточные языки Ильминский читал и в Казанской духовной академии. Пять лет (1847 - 1872) Ильминский редактировал ""Известия"" и ""Записки"" Казанского университета. В 1872 г. Ильминский назначен директором Казанской инородческой учительской семинарии и с этих пор посвятил себя всецело распространению просвещения среди инородцев. Еще в 1864 г. по почину Ильминского в Казани возникла частная школа для крещеных татарских детей. Для крещеных же татар он издал ряд переводов: Букваря (1862, 1864, 1867 и др. года), Книги Бытия (1863), пасхальной службы (1869) и многое др. Многие статьи Ильминского, знакомящие с народной словесностью инородцев, их обычаями, обрядами, а также много лингвистических исследований помещены в ""Известиях Археологического Общества"", ""Бюллетенях Академии Наук"", ""Ученых Записках Казанского университета"", ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", ""Православном Обозрении"" (с 1863), ""Православном Собеседнике"", ""Церковно-приходской Школе"" (1888 и 1889), ""Известиях по Казанской епархии"" и пр. Отдельно изданы: арабские сочинения Китаб-Биркили - изложение мухаммеданского вероучения (1855); ""Бабур-наме"" - автобиографические записки султана Бабура, в подл. тексте - замечательное пособие к изучению джагатайского наречия, обратившее на себя внимание западных ориенталистов; ""История пророков Рабгузы на джагатайском наречии"" (Казань, 1859), ""Самоучитель русской грамоты для киргизов"" (Казань, 1861), ""Ир-Таргын, киргизская повесть"" (Казань, 1861); ""О переводе христианских книг на татарский язык"" (1875, из ""Журнала Министерства Народного Просвещения""); ""О церковном богослужении на инородческих языках"" (1883, из ""Православного Собеседника""); ""Опыты переложения христианских вероучительных книг на татарский и др. инородческие языки в начале текущего столетия"" (Казань, 1885); ""Казанская крещено-татарская школа. Материалы для истории просвещения татар"" (1887); ""Переписка о чувашских изданиях переводческих комиссий"" (Казань, 1890); ""Воспоминания об И.А. Алтынсарине"" (Казань, 1891). Есть также несколько исследований Ильминского славянского текста церковнославянских богослужебных книг, а также состава некоторых богослужебных чинов. Ильминский всегда отстаивал высокие достоинства старославянского перевода Евангелия, особенно в книге ""Размышление о сравнительном достоинстве в отношении языка разновременных редакций церковнославянского перевода Псалтири и Евангелия"" (Казань, 1882 и СПб., 1886). Однообразие текста Ильминский положил в основу издания ""Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа"" древним текстам. Свои взгляды на изучение церковнославянского языка Ильминский проводит в ряде изданий и исследований: ""Обучение церковнославянской грамоте"" (два изд., для учеников и учителей, Казань, 1885 и 1887), ""Святое Евангелие от Матфея. Древнеславянский текст"" (Казань, 1888), ""Церковнославянская азбука для церковно-приходских школ"" (для учителей и учеников, 1889), ""Обучение грамоте по церковнославянской азбуке"" (Казань, 1888). Ильминский также деятельно работал в казанской переводческой комиссии при братстве св. Гурия; при его участии и под его редакцией для церковно-приходских школ изданы: Учебный часослов, Учебная Псалтирь, Учебный октоих и др. Ср. Витевский , в ""Известиях по Казанской епархии"" (1892, № 4 - 6 и отдельно) и П. Знаменский ""На память о Н.И. Ильминском"" (Казань, 1892). Литература о нем: К.П. Победоносцев ""Из воспоминаний о Н.И. Ильминском"" (""Русский Вестник"", 1892, февраль); ""Н.И. Ильминский. Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни"" (1892); Н. Воскресенский ""О переписке Н.И. Ильминского с крещеными татарами"" (Казань, 1896); Знаменский ""Участие Н.И. Ильминского в деле народного образования в Туркестанском крае"" (""Православный Собеседник"", 1900); его же ""Несколько материалов для истории алтайской миссии и участие в ее делах Н.И. Ильминского"" (ib., 1902, январь); Соловьев ""Памяти Н.И. Ильминского"" (""Странник"", 1892, март); К. Харлампович ""Н.И. Ильминский и алтайская миссия"" (Казань, 1905). - Письма Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву напечатаны в ""Православном Собеседнике"" за 1895 - 1898 и 1900 годы.
|