Аренский, Антон Степанович, русский композитор. Родился 30 июня 1861 года, в Новгороде. Умер 12 февраля 1906 года. Родители его - отец, врач, любитель-виолончелист, и мать, сестра известных писателей Потехиных, хорошая пианистка - позаботились о музыкальном развитии сына, начав обучение его на фортепиано с семилетнего возраста. Он пробовал сочинять уже с 9 лет. Музыкальное образование продолжал на курсах Руссо, в Петербурге, под руководством профессора СПб. консерватории К.К. Зике . По окончании курса в гимназии А. занимался в СПб. консерватории у профессоров Иогансена (контрапункт и фуга) и Римского-Корсакова (теория композиции и оркестровка). Еще в консерватории он сочинил фортепианный концерт (ор. 2) и часть своей оперы ""Сон на Волге"" (на сюжет Островского ). Экзаменационные его работы - баллада ""Лесной Царь"" (Гете), с хором и вокальными соло, а также симфоническое скерцо, - были признаны выдающимися. В 1882 году он был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классу гармонии и контрапункта, а затем стал в ней одним из видных профессоров по тем же предметам и по теории композиции. Тогда же он познакомился в Москве с П.И. Чайковским , высоко ценившим его талант (см. ""Жизнь П.И. Чайковского"", соч. Модеста Чайковского ). За время профессуры А. опубликовал теоретические труды (""Руководство к практическому изучению гармонии"", ""1000 задач"" к нему и ""Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки""), принятые учебниками в консерватории и вышедшие в 1900 году вторыми изданиями. Из учеников А. получили известность композиторы С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин , Г.Э. Конюс и А.Н. Корещенко . В течение 7 лет А. состоял дирижером Русского хорового Общества, выступал иногда дирижером в симфонических концертах Русского музыкального Общества и был членом наблюдательного совета при Синодальном Училище церковного пения. В 1895 году он был назначен управляющим придворной певческой капеллой и переселился в Петербург. Опера А., ""Сон на Волге"", поставлена в московском Большом театре в 1892 году. Одноактная опера (вернее, сцены) ""Рафаэль"" поставлена в 1894 году в Мариинском театре, опера ""Наль и Дамаянти"" (либретто М. Чайковского по Жуковскому ) - в московском Большом театре в 1894 году и в СПб. Мариинском театре в 1908 году. Для оркестра А. написал две симфонии: H-moll и A-dur и три сюиты. Для фортепиано с оркестром он сочинил фантазию на русские темы народного певца Рябинина . В области камерной музыки А. оставил ценные произведения: 2 струнных квартета, 2 фортепианных трио и фортепианный квинтет. Будучи прекрасным пианистом, А. выступал не раз на концертной эстраде. Большое впечатление он произвел в Петербурге привезенным им из Москвы в 1895 году трио D-moll, в котором увлекательно исполнил фортепианную партию. 5 сюит написано им для двух фортепиано в 4 руки, 6 пьес - для фортепиано в 4 руки; свыше 100 пьес - для одного фортепиано; из последних выделяются по оригинальности замысла ""Essais sur des rhytmes oublies"". К области вокальной музыки относятся: кантата на 10-летие коронации, две баллады - ""Кубок"" (Шиллер) для соло, хора и оркестра и ""Волки"" для соло и оркестра, хоры (""Анчар""), квартеты, дуэты и свыше 60 романсов для одного голоса с аккомпанементом фортепиано. За время управления капеллой А. написал ряд духовно-музыкальных сочинений: ""Отче наш"", ""Херувимская"", ""Хвалите Господа"", ""Христос Воскресе"" для детских голосов и др.; при больших музыкальных достоинствах они не отличаются строгостью церковного стиля. Выйдя в 1901 году в отставку, А. всецело отдался творчеству, написав еще: балет ""Ночь в Египте"" (Мариинский театр в СПб., 1900), оркестровую увертюру ""Маргарита Готье"" (на сюжет романа А. Дюма), музыку (соло, хор и оркестр) к ""Бахчисарайскому фонтану"" Пушкина ряд поэтичных и колоритных оркестровых пьес с мелодекламацией на стихотворения в прозе И.С. Тургенева (исполнены с участием В.Ф. Комиссаржевской в 1903 году в СПб). В последний раз А. выступил перед публикой в 1904 году в качестве дирижера своих прекрасных вариаций для оркестра на тему легенды Чайковского: ""Был у Христа младенца сад"". Последние годы жизни А. подолгу жил в Ницце, в Крыму, но болезнь (чахотка) не поддавалась лечению. Несколько произведений его, в том числе самое крупное - ""Буря"" (Шекспир), выпущено уже по смерти автора фирмой Юргенсона , издавшей почти все его сочинения. Похоронен А. на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. - В своих произведениях А. является мастером, владеющим всеми средствами современной композиторской техники. Его мелодика благородна, красива, пластична, непринужденна, запечатлена теплотой и искренностью выражения; его гармония богата, но не вычурна; оркестровка колоритна, прозрачна и часто напоминает по приемам Римского-Корсакова; фактура ясна и закончена. Вкус, изящество, грация сказываются повсюду в его творчестве, но собственной яркой индивидуальностью он не обладал, что и вызвало, вероятно, несколько суровый приговор Римского-Корсакова: ""Забыт он будет скоро"" (""Летопись моей музыкальной жизни"", СПб., 1909). В его сочинениях чувствуются влияния Шопена, Мендельсона, Шумана, особенно сильно - Чайковского, очень родственного ему по характеру таланта, затем Римского-Корсакова (""Сон на Волге"") и Бородина . Талант А. - преимущественно лирический. Его драматическая музыка не составляет сильной стороны его дарования, отразившейся всего полнее в его фортепианных произведениях, романсах и камерной музыке. Специфически русского стиля в своих сочинениях А. не разрабатывал, будучи европейцем-эклектиком. На известную нервность, болезненность, надломленность, неустойчивость его указывал еще Чайковский. Эти черты сказались и в его творчестве. Гр. Тимофеев.
|