Арнольд, Юрий Карлович, композитор и музыкальный теоретик (1811 - 98). Учился в Дерптском университете, по филологическому факультету; курса не кончил. Музыкой стал заниматься с детского возраста, беря уроки (фортепиано) у А.И. Черлицкого, ученика Джона Фильда. Студентом исполнял публично фортепианный концерт Гуммеля и партию баритона в оратории Гайдна ""Die Schopfung"". В 1831 году поступил в Стародубский кирасирский полк, чтобы участвовать в усмирении польского мятежа. По выходе в отставку А. занимался гармонией у Леопольда Фукса. Контрапункт изучал у О.К. Гунке. В 1835 году появилось в печати первое сочинение А. - романс ""Вечерний звон"" (Козлов). В 1836 году он написал оперу ""Цыганка"" на либретто Александра Мундта. В 1836 году познакомился с М.И. Глинкой и дал первый свой концерт (отрывки из опера ""Цыганка""). В 1839 году выступил на конкурсе петербургского филармонического общества с балладой ""Светлана"" (текст Жуковского ). В 1842 году были изданы в Петербурге 40 его романсов. В том же году А. познакомился с приезжавшим в Петербург Ф. Листом, в защиту которого впоследствии выступал в печати. В течение 1842 - 60 годов А. написал (на собственное немецкое либретто) трехактную оперу ""Нидия"" или ""Последний день Помпеи"". Эта опера исполнялась в разное время в России и в Германии, но только по частям, и осталась в рукописи. В 1852 году поставлена в Петербурге оперетта А. ""Der Invalid"", а в следующем году - оперетта ""Клад"" или ""За Богом молитва, за царем служба - не пропадают""; впоследствии А. написал к ней другой текст и переименовал в ""Ночь на Ивана Купала"". В 1860 году А. написал увертюру к ""Борису Годунову"" Пушкина , в ней сказалось подражание Глинке. Она была исполнена за границей, и в 1897 году, под управлением автора, в одном из концертов Русского музыкального общества. В русском стиле написаны ""Русская баллада"" и ""Как у всех-то людей"" (слова Мея ). В области церковной музыки А. написал ""Литургию св. Иоанна Златоуста"" (Приложение к журналу ""Музыка и Пение""). Большая часть музыкальных сочинений А. осталась не изданной. Как композитор, А. не обнаруживал яркой индивидуальности и находился под сильным влиянием немецких классиков, с одной стороны, и Глинки - с другой. Его литературные произведения: драма ""Kunstlerleben"" (1852), поставленная в СПб. в 1854 году; трагедия ""Andreas Brunau"" (1855), шедшая с успехом в Кенигсберге и в Петербурге в 1857 году; поэма ""Август"". А. сотрудничал во многих русских и немецких изданиях то как театральный критик (""Муз. Театрального Вестника"", 1850), то как писатель о музыке (в ""Московских Ведомостях""). В лейпцигском журнале ""Neue Zeitschrift fur Musik"" (1863, № 8 - 15) А. поместил статью: ""Die Entwickelung der russischen National-Oper"", в которой впервые в немецкой прессе говорилось о значении Даргомыжского. В 1867 - 1868 годах он редактировал ""Zeitschrift fur Theater und Musik"". В 1868 - 70 годах в музыкальном институте Яна Гувы, в Граце, он преподавал музыкальную эстетику и учение о формах. В Москве он открыл общественные музыкальные классы, имевшие успех и просуществовавшие свыше 10 лет. Здесь он преподавал пение, теорию и историю музыки. Как теоретик, А. известен исследованиями по русскому церковному пению. Собирая и изучая материалы еще с 1842 года, для чего нарочно ездил в Киев и на Волгу, он издал целый ряд трудов: ""Die alten Kirchen modi historisch und akustisch entwickelt"" (Лпц., 1878); ""Теория древнерусского церковного и народного пения"", вып. I; ""Теория православного церковного пения"" (М., 1880). Главный тезис этого исследования - что между нашим церковным пением и древнегреческой музыкой имеется неразрывная связь, - он защищал, между прочим, на диспуте, устроенном в Румянцевском музее Обществом любителей древнерусского искусства. Другие его труды: ""Гармонизация древнерусского церковного пения"" (М., 1886); ""Применение древнеэллинской и византийской теории музыки к знаменному и столповому пению"", ""Общий свод правил гармонизации знаменного распева"", ""Гармонические начала церковных гласов"", ""О принципе гармонизации церковных гласов"", ""Die Lehre von der Tonkunst auf Grund physiologischen, asthetischen und psychologischen Gesetze"", I ч., ""Harmonik"", т. I; ""Die Grundharmonien"" (Грац, 1869; по-русски); ""Наука о музыке на основании эстетических и физиологических законов"", т. I, ""Гармония""; вышел только вып. I (М., 1875); т. II: ""Die Elemente der polyphonen Bewegung"" (М., 1871); т. III: ""Die Discordanzen"" (М., 1872); ""Die absolute Tonlehre und die Klangzeichen der alten Griechen"" (1874 - 1879). Не раз А. выступал и как лектор, в России и за границей, по истории музыки и акустики. В Лейпциге он, между прочим, прочел (1883) лекцию ""Об основах древне-православного церковного пения"". В Московском университете читал курс по истории музыки, получил звание приват-доцента. Вступительная его лекция: ""О данных для возрождения самобытной национальной русской музыкальной школы"" в значительно расширенном изложении, напечатана под заглавием: ""Возможно ли в музыкальном искусстве установление характеристическо-самостоятельной русской национальной школы и на каких данных должна таковая основываться"" (""Баян"", 1888 - 89). Немало занимался А. и вопросом о преподавании пения, написав статью: ""О причинах недостатка в России хороших певцов и певиц"" (""Музыкальный Мир"", 1883, № 8 и 9) и в последние годы жизни издавая ""Теорию постановки голоса"" (не законченную), в которой отстаивал метод староитальянской школы. В 1892 - 93 годах издал свои ""Воспоминания"", охватывающие период времени с 1815 по 1875 годы и имеющие значение для истории быта и музыки в России. Он работал над осуществлением идеи ""амплификатора"", долженствовавшего улучшить звучность фортепиано и добиться большей точности и ровности тембра в его строе. Фирма Шредера построила по его указаниям инструмент, но за смертью А. его идея не получила практического осуществления. Григорий Тимофеев.
|