Кастальский, Александр Дмитриевич - выдающийся русский духовный композитор. Родился в 1856 г.; окончил Московскую консерваторию, где изучал гармонию, контрапункт и теорию композиции у Чайковского , Губерта и С. Танеева . Состоит директором Московского Синодального училища и Синодального хора, а также членом при училище ""Наблюдательного Совета"", ведающего деятельность церковных хоров в Москве и чистоту стиля исполняемых при богослужении церковных песнопений. На выработку его направления и характер его творчества оказал большое влияние С.В. Смоленский . В своих церковно-певческих и хоральных сочинениях Кастальский - представитель нового направления, ищущего прочных оснований чистоты стиля в самом складе дошедших до нас древних церковных напевов и русских народных песен. Глубоко изучив этот склад, с характерными для него попевками (т. е. постоянно встречающимися мелодическими оборотами), Кастальский в своих переложениях древних напевов оставляет их в неприкосновенном виде, но облекает тонкой контрапунктической тканью, основанной на разработке подголосков и попевок, являясь то своеобразным реставратором древнерусского хорового стиля, то творцом нового, усложненного современной техникой, но коренящегося в том же народно-русском стиле. Церковные песнопения Кастальского отличаются своей церковностью, искусной хоровой декламацией, подчеркивающей значение текста, и соответствием текста с характером музыки. В 1899 г. сочинения Кастальского исполнялись Синодальным хором в бытность его в Вене. Напечатано свыше 65 (отдельных названий) церковных песнопений Касальского (см. каталог, изданный П. Юргенсоном ), в том числе ""Литургия Святого Иоанна Златоуста""; ""Две русские песни"" (""Былинка"" и ""Слава""); ""Песни к родине""; ""Пещное действо"" (по древним напевам); ""Из минувших веков""; кантата ""Стих о церковном пении"" (к 25-летнему юбилею Синодального училища); ""Чтение дьяком люду московскому послания патриарха Гермогена к Тушинским изменникам в 1609 г.""; ""Празднования в древней Руси"" (круг языческих обрядов, со сценическим песнопением); ""8 пьес для фортепьяно на грузинские темы"" и прочее. - См. статью Н. Компанейского (""Русская Музыкальная Газета"", 1904).
|