Кельсиев, Василий Иванович - писатель, эмигрант (1835 - 1872). Слушал лекции восточных языков в Санкт-Петербургском университете и оказывал большие успехи (впоследствии знал до 25 языков и наречий и на 14 мог говорить). В 1858 г. по дороге в Америку он был задержан бурей в Плимуте, решил остаться в Англии, порвав связи с Россией и предоставив себя в распоряжение Герцена и Огарева . Смотря на раскол как на явление исключительно политическое, Кельсиев задумал использовать его в интересах революции. С помощью Огарева Кельсиев стал издавать при ""Колоколе"" ""Общее вече"", посвященное вопросам раскола. С той же целью он привел в порядок и издал официальные документы, относящиеся к расколу: ""Сборник правительственных сведений о раскольниках"" (Лейпциг, 1860 - 1862; 4-й выпуск) и ""Собрание постановлений по части раскола"" (Лейпциг, 1863). Предприняв тайную поездку в Москву, он пытался найти там опору среди старообрядцев, но, потерпев неудачу, уехал в Турцию, а затем вместе с братом Иваном (бывшим студентом Санкт-Петербургского университета, высланным за беспорядки 1861 г. в Верхотурье и бежавшим оттуда) и Чайковским поселился в Тульче, на Дунае, среди казаков-некрасовцев и скопцов. Вера в жизненность идей была поколеблена в нем уже раньше. Жизнь в Тульче еще более усилила прежние сомнения. Кельсиев скоро приобрел доверие казаков, был избран старшиной; тем не менее, революционная пропаганда оставалась безрезультатной. К прокламациям Кельсиева казаки относились равнодушно, а белокриницкий митрополит Кирилл совсем запретил своей пастве иметь сношения с ""злокозненными безбожниками"" и ""предтечами антихриста"". Потрясенный разочарованиями и тяжелой личной утратой (холера 1865 г. унесла его брата, жену и детей), Кельсиев переехал в Вену и занялся этнографией и мифологией славян (несколько статей в ""Отечественных Записках"" и ""Голосе"", под псевдонимом Иванов-Желудков). Поездки по славянским землям все более склоняли его к славянофильству. 20 мая 1867 г. Кельсиев явился в Скулянскую таможню и предал себя в руки властей. В Петербурге, при допросе, он написал записку о своей жизни. Простота и правдивость записки произвели хорошее впечатление; Кельсиев получил полное прощение и даже право поступления на государственную службу. Осенью 1867 г. в Географическом Обществе он сделал доклад о скопцах. В следующем году были изданы ""Пережитое и передуманное"" (Санкт-Петербург), и ""Галичина и Молдавия. Путевые письма"" (Санкт-Петербург). Обе книги встретили в литературных кругах холодный прием. В последующие годы Кельсиев печатал статьи в ""Русском Вестнике"", ""Заре"", ""Голосе"" и ""Ниве"". Отдельным изданием в 1872 г. вышли в Петербурге его исторические повести: ""Москва и Тверь"" и ""При Петре"". Нравственные страдания, тяжелые условия жизни и неумеренное употребление вина (после смерти жены) свели его в могилу. - Жена его, Зинаида Алексеевна, урожденная Вердеревская (родилась в 1834 г.), сотрудничала в ""Отечественных Записках"", ""Ниве"", ""Заре"" и ""Всемирном Труде"". - См. А.И. Герцен, ""Сборник посмертных статей"" (Женева, 1874); Д. П., ""Партия Герцена и старообрядцы"" (""Русский Вестник"", 1867, № 3); Н.И. Субботин , ""Раскол как орудие враждебных России партий"" (Москва, 1867); Ф.В. Ливанов, ""Раскольники и острожники"", том III, стр. 554 - 560 (Санкт-Петербург, 1871); Н.К. Михайловский , ""Жертва старой русской истории"" (""Сборник сочинений"", том IV). И. К.
|