Кирилл, святой Туровский - знаменитый проповедник и писатель XII века (1130 - умер около 1182). Родился в городе Турове (в нынешней Минской губернии); приняв пострижение, выказал основательное знакомство с творениями святых отцов и приобрел большой авторитет среди братии, ""уча и научая"" словом и примером своей жизни. Удаляясь от общежития, Кирилл заключился в столпе (башне), куда перенес и свою библиотеку. Здесь, может быть, создались некоторые из его произведений, исполненных высокого аскетического одушевления и стремления к познанию Божества в созерцании его творения - мира. Результатом этого периода в жизни Кирилла Туровского явилось его сочинение: ""Сказание о черноризчестем чину от ветхого закона и нового"" и, может быть, поучение ""О подвиге иноческого жития"" и ""Последние к печорскому игумену Василию"", с большей или меньшей вероятностью приписываемые святому Кириллу. Своей подвижнической жизнью Кирилл стяжал себе известность и, по просьбе князя и граждан, был посвящен митрополитом Киевским в епископы города Турова. Ко времени епископства святого Кирилла относятся нелады великого князя Андрея Боголюбского с епископом Феодором. Кирилл принял сторону князя и предал епископа Феодора анафеме за ересь. Кириллу Туровскому бесспорно принадлежат, из дошедших до нас памятников XII века, восемь проповедей; ему же приписываются два поучения. Он написал также значительное число молитв (до двадцати), из которых наиболее замечательны ""Молитвы на всю седмицу"". Произведения его были очень распространены в сборниках, а с появлением книгопечатания издавались не раз, вместе с творениями И. Златоуста и других выдающихся проповедников. Лучшие издания: Сухомлинова , ""Рукописи графа Уварова"" (том II, выпуск I, Санкт-Петербург, 1858); К. Калайдовича : ""Памятники русской словесности XII века"" (Москва, 1821); в ""Памятниках древне-русской церковно-учительной литературы"" (выпуск I, издание журнала ""Странник"", 1894). В переводе на русский современный язык все творения Кирилла туровского изданы преосвященным Евгением Минским и Туровским (Киев, 1880). Взгляды на достоинство произведений Кирилла Туровского весьма различны. С одной стороны - в нем видят народного аллегоризатора в стиле современных ему византийцев; с другой - превозносят его за возвышенность его идеалов, за красноречие и за изящество формы его произведений. Кирилл Туровский был вполне сыном своего века и, имея от природы большой поэтический талант, развившийся в обстановке монашеской и затем затворнической жизни, не мог не подчиняться влиянию И. Златоуста и других проповедников. В его поучениях преобладает красноречие, торжественное над учительным; образы, теснящиеся в его воображении, затемняют логическую схему; порыв от прозы жизни в область отвлеченного лишает его проповедь практической применимости. Богатое воображение и одушевление, соединенное с восторженно-радостным настроением - вот характеристические черты проповедей Кирилла Туровского. Что касается зависимости его от византийских образцов, то, как справедливо замечает профессор Пономарев , ""прямых и буквальных заимствований из них в поучениях Кирилла Туровского нет, хотя каждую его страницу можно было бы иллюстрировать соответственными местами из святоотеческих поучений"". Насколько поучения Кирилла поражают подчас обилием образов и сравнений, настолько просты, но вместе с тем проникнуты одушевлением его молитвы. По форме они состоят из обращения и моления, заканчивающегося кратким славословием, но по содержанию представляют значительное разнообразие. Главным их предметом является человек, обремененный ношей грехов. Тяжелые думы о слабости и ничтожестве человека, скорбь о его греховности и немощности, проходящие через все молитвы Кирилла, являются ярким контрастом тому бодрому и жизнерадостному настроению, которым проникнуты все его ораторские произведения, в виду чего молитвы только приписываются Кириллу предположительно. По своей учености и богатству сведений в области греческой поучительной литературы, Кирилл Туровский - один из крупнейших писателей XII века. Ср. Сухомлинов, ""Рукописи графа Уварова""; профессор Пономарев, ""Памятники древнерусской учительной литературы"" (выпуск I); Макарий , ""История Церкви"" (том I, III); Голубинский , ""История церкви"" (1880). В. П.
|