Княжнин Яков Борисович - известный драматург (1742 - 1791), сын псковского вице-губернатора. Поступил в гимназию при Академии Наук, выучился языкам: французскому, немецкому и итальянскому. Еще в гимназии читал Метастазия, Расина, Галлера, Геснера и написал оду. Служил в коллегии иностранных дел, затем поступил на военную службу и был адъютантом при дежурных генералах. В 1769 году была поставлена в эрмитажном театре, в присутствии императрицы Екатерины II , первая трагедия Княжнина ""Дидона"", не сходившая потом с репертуара 40 лет. При постановке ""Дидоны"" в Москве Княжнин сошелся с Сумароковым и женился на его старшей дочери. Дружба с богачом и кутилой Кариным втянула Княжнина в жизнь не по средствам: он потерял все свое состояние и растратил около 6000 рублей казенных денег, за что определением военного суда приговорен к разжалованию. Екатерина II помиловала его и вернула ему капитанский чин. До катастрофы Княжнин написал трагедию ""Владимир и Ярополк"", комедию ""Скупой"" и комическую оперу ""Несчастие от кареты"". Вынужденный катастрофой искать средств к жизни, Княжнин принялся за переводы (Вольтера, Корнеля, Кребильона, идиллий Геснера). В 1781 году Княжнин получил место секретаря И.И. Бецкого по управлению Смольным институтом, конторой о строении садов и домов и воспитательных домов (устав последнего был редактирован Княжниным). Княжниным редактированы все деловые бумаги Бецкого. С 1781 года Княжнин давал уроки русского языка в Сухопутном Шляхетном корпусе. С.Н. Глинка вспоминает о Княжнине как о хорошем преподавателе. В 1783 году Княжнин избран в члены Российской академии. В 1784 году с громадным успехом поставлена вторая знаменитая в свое время трагедия Княжнина ""Росслав"", с участием Дмитревского . За нею последовали ""Софонизба"", ""Владисан"", ""Вадим"", комедии ""Хвастун"", ""Чудаки"", ""Неудачный примиритель"", ""Траур, или Утешенная вдова"", ""Притворно сумасшедшая"", комическая опера ""Сбитенщик"". В 80-х годах XVIII столетия Княжнин пользовался славой ""российского Расина"". Ему поручают написать ""Титово милосердие"" для придворного спектакля. К тому же времени относится ряд мелких произведений Княжнина: сказки и басни, ""Стансы к Богу"", письмо в стихах ""Ты и Вы"", ""Исповедание жеманихи"", ""От дяди стихотворца Риемоскрыпа"", послания княгине Дашковой и пр. Незадолго до смерти трагедия ""Вадим"", в которой усмотрена была политическая неблагонамеренность, чуть было снова не вызвала бури в жизни Княжнина: восхваление политической свободы напуганному французской революцией правительству показалось чуть не призывом к бунту, и Княжнин поспешил взять обратно ""Вадима"". Пьеса не получила распространения. Княжнин целиком подражателен, ""переимчив"", как метко определил его Пушкин . Пьесы Княжнина в значительной степени - переделки и позаимствования у французских и итальянских писателей: в трагедии ""Владисан"" образцом для Княжнина послужила вольтеровская ""Меропа"", ""Владимир и Ярополк"" - подражание ""Андромахе"" Расина, ""Софонизба"" заимствована у Триссино и у подражателя его Лоре, ""Хвастун"" - у Детуша и т.д. Подобные заимствования и подражания не были недостатком в глазах современников Княжнина; пьесы его пользовались неизменным успехом. Главная заслуга Княжнина - выработка отличного, по тому времени, слога и, сравнительно с Сумароковым, легкого, красивого стиха. Трагедии Княжнина имели воспитательное значение; они проникнуты идеями нравственного долга, духом патриотизма, гражданской свободы. Многие выражения из трагедий и комедий Княжнина были в свое время ходячими, общепринятыми. Комические оперы ""Сбитенщик"" и ""Несчастие от кареты"" (последняя была любимой комической оперой Екатерины II) любопытны по своему народническому колориту. ""Сбитенщик"" подал мысль об устройстве в Петербурге театра для народа; он и был основан, но просуществовал недолго, за отсутствием подходящего репертуара. В опере ""Несчастие от кареты"" дана очень яркая бытовая картина; основная тенденция пьесы не проступает отчетливо, но картина крепостнических ужасов обрисована не менее ярко, чем в ""Путешествии"" Радищева . Политическое свободомыслие Княжнина, его понимание главного социального зла того времени - крепостничества, его симпатия к ""почтенным питателям рода человеческого"" (слова Княжнина), отвращение к ""деревенским угнетателям"" не подлежат сомнению. ""Деревенских угнетателей"", и в весьма непривлекательном свете, Княжнин вывел в комедии ""Хвастун"" - в лице Простодума. Политическое свободомыслие Княжнина ясно выражено в трагедии Княжнина ""Вадим"" (борьба республиканца Вадима с самодержцем Рюриком; тирады в духе Руссо) и в рукописи ""Горе моему отечеству"", как она изложена в ""Записках"" Глинки (требование политических и социальных реформ). Некоторые персонажи Княжнина стали прототипами: Честон (комедия ""Хвастун"") напоминает старика Гринева из ""Капитанской дочки"" Пушкина, ""общий друг"" Трусим в ""Чудаках"" - грибоедовского Репетилова. Ложноклассик в своей драматургии, Княжнин в лирике не чужд нового направления - сентиментализма. Он один из первых приветствовал ""Письма русского путешественника"" Карамзина; характерны также идиллии Княжнина, его переводы Галлера и Геснера. Сочинения Княжнина были изданы четыре раза: лучшее издание 1817 года, с биографией. - См. ""Записки"" С.Н. Глинки; биографию в издании 1817 года; статьи В. Стоюнина в ""Библиотеке для Чтения"" (1850, № 5 - 7) и в ""Ист. Вестн."" (1881, № 7 - 8), А. Галахова в ""Отеч. Зап."" (1850), М. Логнинова в ""Русском Вестнике"" (1860, № 4 - 10), ""Русский Архив"" (1863 - 1866). И. Е.
|