Авраамий, инок, расколоучитель XVII века, в миру Афанасий. Был учеником и ревностным поклонником протопопа Аввакума , который сообщает о нем в своем ""Житии"" и в ""Книге на крестоборную ересь"". Одно время он юродствовал, ""бос и в одной рубашке ходил зиму и лето, и много же терпел дождя и мраза"". По сообщению ""Винограда Российского"", он жил в каких-то нижегородских пустынях. В действиях противников патриарха Никона он принимал участие с самого начала и присутствовал на том совещании, которое происходило до 1654 года, и о котором сообщается в ""Житии инока Корнилия"". Когда Аввакум был сослан в Пустозерск, А. поддерживал с ним сношения, писал к нему ""грамотки"", в которых ""зело его хвалил и о великих делах вопрошал"". За это в 1670 году он был взят под стражу. Допрашивал его, митрополит крутицкий, который ""за бороду его драл и по щекам бил своими руками"". Об этом допросе А. рассказывает в своем сочинении: ""Ответ Павлу Крутицкому и властям"". Во время заключения А. написал обширную ""Челобитную"" царю Алексею Михайловичу и ""Послание к некоему боголюбцу сущу о последнем времени"". Вероятно, ранее этого им составлен сборник ""Христианоопасный щит веры против еретического ополчения"", в котором собран материал для полемики с никонианами, а также написано сочинение ""О антихристовой пестрообразной прелести"", от которого сохранилось только начало. В своих сочинениях А. доказывал, что антихрист уже народился в ""Скифополе"", который есть ""русская земля"". Антихристом А., по-видимому, считает Никона, который построил Новый Иерусалим и р. Истру назвал Иорданом. После допроса А. били плетьми, сослали и в начале 1670-х годов (не позже 1674) сожгли в срубе. - Ср. Субботин ""Материалы для истории раскола"", т. VII; ""Критико-биографический словарь"" С.А. Венгерова , т. I; Замысловский ""Челобитная А."" (""Летопись занятий Археографической комиссии"", т. VI).
|